Сибирские огни, 1977, №2
ния. Часто бывал в полках, однако не засиживался там: сразу видел много и глубоко. Очень много внимания Майсу- радзе уделял солдату — накормлен ли он, одет, обеспечен ли всем необходи мым. Он не делил сутки на день и ночь. «В темноте у землянки окликаешь ча сового — не спит ли полковник: «Разве ж они когда отдыхают?» Такие же меткие и очень человечные детали находит В. Кардин, когда рас сказывает и о других героях повести— командире полка А. Григорьеве, зампо лите одного из полков Р. Кудряшове, командире батальона А. Болонине, комс орге И. Маломанове, командире бата реи И. Кузюкове, командире взвода И. Туликове, разведчике Ф. Фисатиди, артиллеристе И. Паде, врачах Л. Гарка- венко, Е. Камышловой, медицинских сестрах В. Васильевой, В. Каплевой, о своих товарищах по дивизионной га зете... Польский город Санок — один из по следних пунктов, которым овладела Сто сороковая сибирская стрелковая диви зия. Овладела, а затем 4 августа 1944 года под напором фашистов оставила его. Но через несколько дней Санок вновь был освобожден. Вот эти собы тия, занявшие в истории дивизии всего лишь примерно неделю, судьба раненых советских солдат, остававшихся в это время в тылу врага в польской больни це,— и составляют содержание второй повести — «Возвращение». В. Кардин смотрит на события 4 августа 1944 года как бы с двух сторон: снаружи — гла зами советских очевидцев, и изнутри — глазами польских друзей. На пути к разгадке «тайны» города Санок начала августа .1944 года автор встречает раз ных людей — советских и польских, и перед ним возникают все новые и но вые подробности, которые как бы еди ной нитью связывают события в городе Санок и в других уголках тогдашней многострадальной Польши. И вот итог трудного поиска автора: встречи с польским военным врачом Марианом Киляром, сестрой Катери ной, медицинскими сестрами Саломеей Зелиньской, Марией Корнецкой... Все они тогда, 4 августа 1944 года, работая в польской больнице, спасли жизнь тридцати советским воинам, оставшим ся в тылу фашистов в городе Санок... Как спасли? Трудно сказать, как: кажется, просто лечили, потому что советские жолнежи были тяжелоранеными, поля ки скрыли их от гитлеровцев, хотя те и обходили палаты, выспрашивали: есть ли среди больных русские. Ну, а если бы фашисты узнали? Что тогда? Навер ное, то, что было с тысячами и миллио нами поляков — расстрел! Наверное, то, что было с другими их земляками,— в городе Санок немецкие изверги истре били до 6000 человек. Книга «Открытый фланг» — остра, пу блицистична и полемична. В главках- отступлениях В. Кардин высказывает свое отношение к тем или иным собы тиям, к людям. Он осуждает равноду шие и бездуховность отдельных пред ставителей нашей местной власти, за бывающих о павших в боях, спорит с польским художником Бексиньским, ко торый рисует небоскребы ,. распятые тела, деформированные конечности, не естественно выгнутые шеи, стремится соединить то, что представляется несое динимым: бога и порнографию, смерть и половой акт... «Почему ж е мне,— пи шет автор,— все-таки это далеко? Осо бенно далеко здесь, в Саноке?.. Не по тому ли картины Бексиньского у меня вызывают несогласие, что на них неиз менно торжествует ужас? Ужас убитой жизни, рушащегося города, растоптан ной мысли, тела под пытками. Но ког да торжествует ужас, страх правит бал, что остается нам, смертным?.. Как они соотносятся, память и страх? Вы пытае тесь напомнить, предостеречь. Но не пе реступаете ли границу, за которой страх глушит память, парализует рассудок? — спрашивает автор и сам ж е отвечает:— Память — нам есть на что оглянуться— обязывает бесстрашию не только дейст вия, но и мысли, мысли о себе и других. Иначе — звериные инстинкты вместо че ловеческого порыва...». На подмостках памяти, возведенных годами на челове ческой крови и костях, нельзя «просто так забавляться... всевозможными кош марами и зловещими парадоксами!» — восклицает В. Кардин. В главке «Не только» автор полемизи рует, остро и саркастично, с неким ма гистром, редактором и журналистом Ежи Чижевским, который, может быть, и несознательно, но все ж е весьма на стойчиво исповедует теорийку о прево сходстве одного народа над другим. Ав тор дает отпор этому «магистру» и обоб щает: «Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Это — исти на, вошедшая в кровь и плоть каждого настоящего интернационалиста!» Книга «Открытый фланг» — жаркая память о погибших и ныне живущих простых людях Сто сороковой сибир ской дивизии. Сам автор замечает, что он не пишет ее боевую историю, нача тую от Ельца и завершенную у праж ских .стен. «Я вспоминаю людей,— у т -. верждает он,— которых знал на войне, наблюдал вблизи, их судьбы фронтовые, а иногда и послевоенные... После войны 140-я Сибирская Новоград-Северская ордена Ленина, дважды Краснознамен ная, орденов Суворова и Кутузова вто рой степени стрелковая дивизия была расформирована... Но для тех, для кого «война никогда не кончается», не конча ется и дивизия. У каждого она — своя... То, что я пишу,— это моя Сто сороковая. Штрихи человеческих портретов, став шие в моей памяти ее штрихами...» Книга хорошо, со вкусом оформлена. В ней помещено несколько оригиналь ных фотографий военных лет. На них запечатлены герои войны, которым
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2