Сибирские огни, 1977, №2

Смысл сей басенки таков: Чтоб не вед аться с бедою . Отнюдь не зак р ы в ать котлов С клю чом кипящ ею водою , Их п ар пускай идет свободно, Куда угодно. В басне «Паук» («Амурский край», 1905, № 120) Синегуб говорит о необходи­ мости единения всех сил в борьбе против деспотизма, так как разрозненные вы­ ступления приводят только к бессмыс­ ленной гибели борцов за свободу. Муд­ рый старик, глядя на сеть, раскинутую пауком на кусте, в которой погибло мно­ жество м ух и комаров, размышляет: Да, в том и х гибели причина! Пред друж ны м нати ском и м ух, и к ом аров Не у сто я л а б паутина! И сам п ау к о т их полков Погиб бы, зам ер тво сраж ен ны й... Синегуб был одним из зачинателей «тюремной лирики». Этот «жанр» заро­ дился в мрачных казематах Петропав­ ловской крепости и Шлиссельбурга, в одиночных камерах Дома предваритель­ ного заключения. Некоторые из стихов Синегуба были тайно переданы на волю и опубликованы в сборнике «И з-за ре­ шетки», изданном за границей (Женева, 1877), часть произведений сохранилась в рукописных тетрадях. Несколько таких тетрадей были найдены В. Г. Базановым и опубликованы в журнале «Русская ли­ тература» (1963, № 1, 4; 1966, № 4; 1967, № 1). Вероятно, существовали и другие тетради, написанные в тюрьме и на ка­ торге. Об этом свидетельствуют стихи, опубликованные Синегубом анонимно или за подписью N . N . в газете «Амур­ ский край» в течение 1899—1907 гг. О том, что они взяты поэтом и з своих старых тетрадей, свидетельствуют такие факты. Стихотворение «Лишь кусочек неба виден» («Амурский край», 1900, № 3 5 ) в сокращенном варианте вошло в сборник Синегуба «Стихотворения. 1905 год» с подзаголовком «Из старых тюремных тетрадей». Некоторые произ­ ведения поэт напечатал в газете под рубрикой «Из тюремных песен». Итак, перед нами, вне всякого сомнения, стихи, созданные в 70—80-х годах, когда поэт находился в крепости и на каторге. Большая часть тюремных стихов Си­ негуба была опубликована в газете «Амурский край» в 1907 году. Думается, что это не случайно. После поражения революции 1905 года в России свирепст­ вовала реакция, отовсюду приходили и з­ вестия о произволе военно-полевых су­ дов, о карательны* экспедициях и т. п. И все это в какой-то мере, вероятно, на­ помнило поэту время разгрома народни­ ческого движения в конце 70 и начале 80-х годов. В центре стихотворного цикла нахо­ дится образ борца-революционера, вы­ рванного из самой гущи борьбы и бро­ шенного в темницу. Лирический герой поэта тоскует по воле, его гнетет созна­ ние того, что где-то идет борьба, а он вынужден томиться в бездействии, что его удел только мечтать о «счастье зо­ лотом». Вместе с тем в отдельных сти­ хотворениях проводится мысль о том, что страдания революционера не идут ни в какое сравнение с вековыми мука­ ми народа, «чья жизнь проходит в веч­ ном горе, а смерть — отрада для него!» Пострадать за народ, за его счастье — высшая награда для человека. Об этом говорит возлюбленная узника, как виде­ ние явившаяся к нему в темницу: Терпи, терпи , мой др уг любимый! Сноси с отваго й свой удел! Блаж ен, кто много з а свободу, З а б р атство светлое терпел! («Видение узн и ка») Возлюбленная не только утешает ге­ роя, но и вселяет в него мужество и зо­ вет на бой с насилием и злом. С оп у тствовать тебе готова, Лю бовь моя, в бою! П огибнеш ь ты , я на могиле Свободы п есн ь спою ! — восклицает героиня в стихотворении «Песня возлюбленной». Почти во всех произведениях цикла звучит вера в светлое будущ ее, в торжество свободы, призыв к борьбе за народное счастье. Так, в стихотворении «Из священного писания» читаем: В ерим : н астан ет пора — Злобы р ассеется сила. . Я рко забл ещ ет свети ло П равды , лю бви и добра! В стихотворном цикле Синегуба много традиционных образов, характерных для «Тюремной лирики». Почти всегда перед нами возникает образ тюрьмы, каземата, как правило, сопровождаемый эпитетом «сырой». Узника давят «тяжкие цепи», но он мечтает и рвется к «светлой свобо­ де». Обращается поэт и к библейским образам. В научной литературе уж е не один раз говорилось о влиянии на поэзию рево- люционеров-народников творчества Н. А. Некрасова. Все это так. Однако * произведениях поэтов-народников и осо­ бенно в так называемой «тюремной ли­ рике», пожалуй, еще более отчетливо звучат мотивы поэзии М. Ю. Лермонто­ ва. Именно его творчество оказалось на­ иболее созвучным настроениям заклю­ ченных в тюрьмах революционеров. Сергей Синегуб здесь не был исключе­ нием. Следует отметить еще одно обстоятель­ ство: в цикле «Из тюремных песен» поэт обращается к образам устного народного творчества. Так, например, «Песня узни­ ков» написана в духе народных песен- причитаний. Герой оплакивает свою горькую долю: А теп ер ь приш ли дни б ез долюш ки. И в лихой тю рьм е, что в м огилушне, И без солныш ка, и без волюш ки. Гибель лю тая н аш ей силуш ке!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2