Сибирские огни, 1977, №2

воробья, воробья — этого постоянного спутника человеческих жилищ» |0. Вот в этой глуши и живет Синегуб. Но, пожалуй, не столько заброшенность и отдаленность места службы угнетали его, сколько сама атмосфера приисковой жизни, которая, по словам поэта, была «не только глуха, но и подла». Синегуб с горечью видит, как во время промывки золота «люди... как-то свирепеют,— чув­ ство наживы возбуждается как в рабо­ чих, так и в лицах, заведующих управ­ лением, до последней степени». Только дома, занимаясь с детьми, ,да в литературной работе находит Синегуб покой и утешение. К тому времени его стихи, рассказы, корреспонденции до­ вольно часто появлялись на страницах сибирской и дальневосточной , печати. Известно, например, что он печатался в газете «Владивосток» и «Сибирской газе­ те». Однако точно определить, что имен­ но Синегуб опубликовал там, чрезвычай­ но трудно, так как в силу своего положе­ ния политического ссыльного он не имел возможности подписывать свои произве­ дения или скрывал свое имя под различ­ ными криптонимами 11. После возвращения с приисков Ниман- ской компании Синегуб живет несколько лет в Чите, а в конце 1895 года переез­ жает в Благовещенск. В это время Благовещенск был доволь­ но большим и оживленным городом. В нем было 3 средних учебных заведе­ ния, общественная библиотека, читальня, театр. По словам ссыльного революцио­ нера Л. Г. Дейча, Благовещенск «по сво­ ей культурности ничем не уступал, если н е превосходил, подобные ж е губернские города европейской России» 12. В городе не было только своей газеты. Но и она вскоре появилась. В январе 1895 года в свет вышел первый номер еженедельной «Амурской газеты». Сразу ж е по приезде в Благовещенск Синегуб и его ж ена становятся активны­ ми сотрудниками «Амурской газеты». Уже в первых ее номерах за 1896 год появились стихотворения Синегуба «Сон владельца рудника» (№ 1) и «Кварц» (№ 2). Оба эти стихотворения были на­ печатана без подписи автора. Но в том, что они принадлежат Синегубу, нет ни малейшего сомнения: оба стихотворения были включены поэтом в сборник «Сти­ хотворения. 1905 год» (Ростов-на-Дону, 1906). Спустя несколько месяцев в «Амурской газете» появилось стихотво­ рение «Последнее желание» (№ 26). Оно также принадлежит Синегубу. Его по ав­ тографу и з тюремной тетради поэта опубликовал В. Г. Базанов 13. В «Амурской газете» печаталось до­ вольно много стихов, но все они, как правило, подписаны. Не ставил никакой подписи Под своими произведениями один Синегуб. Только начиная с 1897 го­ да, поэт подписывает свои стихотворения криптонимом N. N.14. Вполне вероятно, что Синегуб подписывался и другими криптонимами15, а может быть, и каки- 12. Сибирские огни № 2. ми-нибудь псевдонимами, но какими именно, пока сказать трудно. Помимо стихов, на страницах «Амур­ ской газеты» публиковались рассказы Синегуба (например, «Приисковые рос­ сказни» — 1898, № 21, «Два типа» — 1898, № 51), его «Театральные заметки» (1898, № 43), корреспонденции «Из зала суда» (1898, № 45) и другие материалы. Особо­ го внимания заслуживает фельетон Си­ негуба «Маленький путеводитель по Си­ бири», в котором рисуется неприглядный облик сибирских городов: «Страшная грязь на улицах и площадях, не менее загрязненные дворы, свалка нечистот почти в центре города, деревянные тро­ туары, играющие скорее роль капканов и ловушек для прохожих, жалкая паро­ дия на освещение в виде тусклых керо­ синовых фонарей — вот обычная к а р ­ т и н а с и б и р с к о г о г о р о д а » (1897, № 22 ). Автор фельетона кратко характеризует все более или менее значительные си­ бирские города и всюду видит одно и то же: грязь, беспорядок, отсутствие эле­ ментарных удобств и т. п. Говорит Сине­ губ и о дальневосточных городах: Благо­ вещенске, Хабаровске и Владивостоке. «В этих городах,— иронически замечает фельетонист,— пока нет ни... электриче­ ских железных дорог, ни... электрическо­ го освещения, ни... по-английски, ни по- американски организованной полиции, ни... асфальтовых и торцовых мостовых и т. п. предметов роскоши». Но Синегуб был прежде всего поэтом. С 1896 по 1899 год в «Амурской газете» были опубликованы (кроме уж е назван­ ных) стихотворения «Тяжело живется батраку на свете» (1896, № 5), «Куда уйти от пошлой прозы» (1896,. № 12), «Из вто­ рого послания Ап. Павла к Коринфянам» (1897, № 15), «Мария» (1899, № 28), «По­ ток» (1898, № 37). Важную тему верности революционной юности затрагивает поэт в одном из стихов: Куда уйти от пошлой прозы. От тьмы ж итейских мелочей?! Как мне спасти святы е грезы , Наследье юности моей?! Так люди лживы и безбожны. Так вероломны все они1 Так злы их мысли, так ничтожны. Пустой враждой полны их дни. Нажива — вот вся цель их жизни! Богатство — вот их всех венец1 А ты. болящий об отчизне. Для них не больше, как глупец!.. Как мне спасти живую веру В людей и свет грядущих дней. Мою «утопию-химеру» Как уберечь мне от людей? В известной степени с этим произведе­ нием перекликается стихотворение «Из второго послания Ап. Павла к Коринфя­ нам». К библейским образам поэт обра­ щался неоднократно. Как и у многих других русских поэтов того времени, библейские образы Синегуба очень ус­ ловны. Это своеобразная аллегория, весь­ ма прозрачная. Даже неискушенному читателю видно, что в стихотворении

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2