Сибирские огни, 1977, №2
творческое «я», прошедшее через горни ло тысячелетий прошлого и будущего, окрыленное увиденной грандиозностью мира, неизменно откликается на события реальной нашей действительности, за остряя внимание читателей не только на достижениях НТР, но и на моральной ответственности человека за дела свои и поступки. В фантастике проявилось и развилось ценнейшее качество писате ля — смелость социально-масштабного мышления. Он совершает экскурсы то в далекое прошлое — во времена «эпохи Эль-Амарны», в древнекаменный век, то «конструирует» современное буржуазное общество со всеми его пороками. Однако, несмотря на ряд несомненных достоинств, жанру научной фантастики в силу ее специфичности присущи и свои слабости — в первую очередь, затушеван- ность, а точнее — не первостепенность, углубленного реалистического анализа действительности. Место действия про изведений этого жанра, как правило, не привязано к какой-либо «настоящей» географической точке (исключение со ставляет лишь повесть В. Митыпова «Ступени7совершенства»), события про исходят в необозримом, не имеющем границ общечеловеческом пространстве. Мир фантастики отчасти схож с возвы шенным миром романтических произве дений, допустим, Александра Грина с его патетикой сказочности. К тому ж е от крывать свои «Америки» в научной ф ан тастике труднее именно в силу общедо ступности ее «географии» и переселенно- сти ее земель. Между тем, привязайность к конкрет но-исторической «географии», к реально обозначенной «точке на карте» дает как бы дополнительный художественный выигрыш. Содержанию такого реалисти ческого произведения словно отражен ным эхом вторит сама жизнь, подтверж дая достоверность происходящих вокруг нас событий. Именно привязанность к родной земле, обращение к современно сти в органичном соединении с филосо фичностью творческого мышления рож дают высокое качество искусства слова, заметное ныне в самых разных братских литературах нашей страны. Все это пре красно понимает и В. Митыпов, творче ство которого — не только новый жанр бурятской литературы, но и большой стилевой поток, не ограничивающийся рамками только одной национальной культуры. Первые произведения Д. Эрдынеева, К. Балкова, В. Митыпова — своеобразное преддверие большой литературы, зримо обозначенный этап стремительной эво люции молодых писателей. Здесь вы травляется все наносное, обнажается суть и происходит расширение творче ских горизонтов. Так, совершив удиви тельный вояж в пространство и время, В. Митыпов в новом произведении «До лина бессмертников» опирается уж е на богатые реалии жизни, основывающиеся на переплетении современной городской жизни и раскопках гуннского городища в окрестностях Улан-Удэ, а также не давно открытого Кяхтинского могильни ка. В этом романе, новом жанре, сло жилась интересная ситуация, когда писатель, осваивая новую для него те му — реальность наших дней, не сразу порывает с прежним опытом. Размыш ления героя, нашего современника поэта Олега Аюшеева, писатель стыкует с «де лами давно минувших дней», происхо дившими на территориях нынешнего Забайкалья и Монголии несколько ты сячелетий тому назад. Полностью ж е Митыпов углубляется в современность и местную тематику в еще не законченном романе «Инспектор золотой тайги», здесь он приходит и к классической, традиционной манере письма. Публицистичность, опосредованная документалистика К. Балкова в новом романе «Умирая, помни» (название ус ловное) повернулись в сторону более углубленного обоснования психологии героев — здесь и новая тематика, харак теры, не похожие на прежние, здесь и более широкое использование внутрен них монологов действующих лиц. А Д. Эрдынеев от современности ухо дит в историю, непосредственную доку менталистику, где нет и намека на автобиографизм героя. Но он остается приверженцем социально-психологиче ской направленности творчества, про явившейся и в новой повести «В тени старого дома», опубликованной на бурят ском языке. (Интересно, что прежними вещами именно «традиционный» Д. Эр дынеев на фоне полноводных жанрово стилевых течений советской многонаци ональной литературы стал большим откровением для всесоюзного читателя, нежели В. Митыпов и К. Балков, расши рившие привычные формы и обогатив шие новыми образами и конфликтами национальную прозу.) Наше трио в своем творчестве распро щалось с литературной «колыбелью», с диктатом одностороннего груза автобио графизма, вторичности материала. Те перь в их прозе наблюдается синтез раз личных методов изображения, сложное искусство самоограничения, повествова ние становится исследованием, раздумь ем, где слово приобретает большую художественную емкость, а сами произ ведения создаются труднее и гораздо медленнее, чем прежде. Иными словами, мы становимся свидетелями нового и, надо полагать, более сложного и зрелого этапа творчества писателей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2