Сибирские огни, 1977, №2
щего веками и тысячелетиями. Реаль ность геологической обстановки стала своего рода интерьером, декорацией, об рамлением содержания повести. Недаром ее начальный вариант возник имен но в полевых блокнотах. Автор высту пает и как историк, исследователь-уче ный,—в повести встречается много исто рических терминов, документальных фактов, свое ж е предисловие В. Миты- пов подает прямо как научную справ ку: «В музеях Каира и Берлина хранят ся изображения женщины, царицы Не фертити (Нефрэт), что в обоих случаях обозначает «Прекрасная дама идет» или «Явление прекрасной». Писатель созда ет свою гипотезу, оригинальную трак товку создания «вдохновенного извая ния — гимна красоте женщины , жив шей тридцать три века назад». В. Митыпов выразительно показывает жизнь творца Тутмоса, лучшего скульп тора Кеме (Египта), достигшего, несмот ря на молодость, высокого поста на чальника царских скульпторов. Тутмос, по приказу фараона Эхнатона, работает над образом его жены , прекрасной Н еф рэт. Эта работа дает художнику новую пищу для размышлений о худож ествен ном совершенстве, о том, как вдохнуть в мертвый камень доброту, женствен ность, ум человека. Он мучительно ищет новые средства выражения и отходит от безжизненны х канонов культовой скуль птуры. В свою очередь Нефрэт увидела в художнике необыкновенного человека, который своими творениями, пробиваясь сквозь толщу беспощадного времени, прикасается к вечности. Но и х влечение друг к другу, окрыленность мыслей, зарождающаяся любовь нечаянно вста ют на пути верховного жреца Меренры. Лишь в финале сюжетная линия, свя занная с Меренрой и его честолюбивы ми планами борьбы за' власть, пересе кается с первой (Тутмос и Нефрэт), вы зывая гибель героев, обрывая яркий всплеск таланта древнеегипетского ис кусства... В отличие от повести «Огупени со вершенства», в последующих вещах В. Митыпов уж е сознательно выбирает сюжеты не внутри документального «кольца», а фантастику, где интерес представляет не конкретно-историче ская «география», а в первую очередь идеи, неограниченность сюжетики, по лет мысли, где творческая фантазия не скована никакими рамками. Его пове сти в какой-то степени были ответом на актуальные вопросы, вставшие перед обществом. Во время создания этих по вестей («Приход больших обезьян» — 1966—1967 гг., «Зеленое безумие земли»— 1968—1969 гг.) разгорались различные споры, дискуссии, рожденные НТР: «Любовь и кибернетика», «Об опасности прогресса», «Возможно ли порабощение человека машинами?» и т. п. Писатель, отталкиваясь от этих идей и ассоциа ций, моделировал свои ситуации, поль- > зуясь классическим приемом фантасти ки — «А что если?..» ...В силу случайности журналист про винциальной газетки Рэй Кеннон ока зывается втянутым в водоворот боль шого военно-промышленного бизнеса, пытающегося запустить в «серию» боль ших обезьян. Этих горилл с развитым мозгом, подобным электронно-вычисли тельным машинам, но более компакт ным и дешевым, профессор Моллини уж е научил щелкать такие задачи, как великая теорема Ферма, научил чело веческому языку. Неожиданно изобре тение выходит из-под контроля ученого и он решает уничтожить свое детище, но в результате взрыва неопитеки вы рываются на свободу, приступая к соз данию нового оружия, опасного для все го человечества. Больше, чем сама проблема, В. Миты- пова интересуют последствия, круги, расходящиеся от брошенного в воду камня. «Камнем» могут быть не только новейшие обезьяны, но и любое «дети ще», ставшее неуправляемым,— пробле ма загрязнения окружающей среды, по следствия гонки вооружения, социаль ные проблемы и т. д. В образе Моллини. погибшего от рук собственного творения, дан один из ва риантов разрешения проблемы нравст венной и социальной ответственности ученого за свои открытия и дела. Ник Чатраги, казалось бы, ничем не похож на своего профессора — это независи мый ученый, смело обвиняющий прави тельство, генералов и бизнесменов. Но и он не предпринимает никаких прак тических шагов и буквально тонет в «болоте» решительных слов. Его гибель также символичнэ. Повесть «Приход больших обезьян» вылилась в остросоциальный политиче ский памфлет, развенчивающий мир на живы и бесчеловечности. Идея следующей повести «Зеленое безумие земли» четко выражена в эпи графе, как всегда удачно и к месту подобранном: никоим образом в позна ниях нельзя терять мудрости. И опять это нравственная, этическая проблема. Ученый Дамонт создает Единое Поле Разума — Великий Мозг, подключаясь к которому каждый испытывает фантасти ческую силу мысли, легкость решения сложнейших задач. Грандиозность ре зультатов сразу ж е захватила всех. В том числе — академика Аштау, осознающего небывалые перспективы и последствия открытия, которое на много веков вперед может предопределить саму природу че ловека и его мышление. «Вправе ли Прошлое препятствовать появлению Но вого, даж е если оно (Новое — Э. У.) и выглядит в момент рождения чудови щем?» — спрашивает он себя. Ведь сам он находится весь в прошлом, дружит с собакой по кличке Эрик — «редким ныне животным», а Дамонт — это другое по коление с уж е сложившимся новым ми ром привычек, образом мыслей и чувств.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2