Сибирские огни, 1977, №2
рого бригадира Гуржап-аги схожи с чу- динским, но им не хватает его воинст вующего гуманизма, хотя они и подго товили Чудину почву. В области лесного хозяйства в нашей стране за долгие годы сложилось тяж е лое положение. Это находит худож ест венно-правдивое преломление на стра ницах романа в образе примирившегося со своей беспомощностью лесника, од- ного-единственного на участке, «раски нувшемся на, четыреста километров в оба конца». О том ж е свидетельствует пример Елизара Миронова, «нестерихин- ского зверолюба», с его поразительным влечением к природе, а также устояв шаяся, вырабатывающаяся с годами психология беззаботного потребитель ства: «Лесом мы не обижены», «На наш век хватит» и т. д. Этому мож но найти объяснение: «...в тяжелые годы гражданской и Великой Отече ственной войн и после них не бы ло возможности уделить охране при роды надлежащего внимания и мате риальных средств» (акад. Е. Федоров. Общество и природа. «Правда», 6 ф ев раля 1974 г.). В романе действуют две категории людей, и каждая защищает свой избран ный путь. «Государственный человек» Елшин стал заботиться лишь о выпол нении плана, но за планом не видит живого человека, природу и их взаимо отношения: «Совесть не картошка, не съешь ее...» Автор показывает нам, как инженер, человек с высшим образованием, впи тывая психологию рационализма, ска тывается на деляческий, так называв-, мый «профессиональный» подход к ле су, как обрывается связь между таким руководителем и «совестливыми» людь ми Мироновым и Чудиным. Елшину по просту неинтересны чудинские «пустяч ки», от которых никакой пользы нет. Он не приемлет чудаков, а к Чудину отно сится прямо как к своему врагу: «Ког да ты от нас умотаешься? Надоел всем, до смерти надоел!» Скептически наст роенный читатель может спросить: что ж е, один лишь Чудин заставил в корне пересмотреть отношение к природе, Гос планы, составленные по лесному. хозяй ству? И, надо, полагать, искусственное выдвижение Чудина на первый план повествования, «затемнение» других по ложительных образов—своего рода уход от более обширного охвата современной действительности, лишь частично отра женная правда жизни? Что это — огра ниченность взгляда автора, односторон ность подхода? В какой-то степени — да, безусловно. Своеобразие же авторской концепции действительности заключает ся именно в том, что конфликт широ кого общественно-социального звучания с самого начала решался автором в ка мерной морально-этической сфере, об разами двух противоборствующих сто рон. Художник, на наш взгляд, вправе ограничивать, локализовать себя в чем- то, чтобы яснее обнажить суть произве дения. Все ж е, несмотря на некоторую ме лочность действий, какую-то энергичную «бестолковщину», в которой прогляды вается недоработанность образа, Чудин является типичным характером энту зиаста, действующего, правда, в не до конца воссозданных типических обстоя тельствах (приземление нестерихинцев, отказ им в социальной широте взгля дов, изображение лишь одного руково дителя — Елшина). Но в самом-то х а рактере героя автор доходит до типа, показывая нам, что мысли и дела Чу дина являются типичными для нашего времени. Именно Чудин наиболее ярко показывает моральную несостоятель ность «солидных» людей, рационалистов и прагматиков вроде Елшина. К. Балков увидел личность и, осме лимся утверждать,. открыл новый образ для бурятской литературы, отличаю щийся своей яркой индивидуальностью и большой художественной правдой. Отражение современности далеко не ограничивается фиксацией настоящего, сегодняшнего времени, хотя бы верной и немедленной. Писать о современно сти—это значит и открывать пути в бу дущее, увидеть в сегодняшнем дне образ завтрашнего, отражать тенденции этого роста; может быть, иногда и моделиро вать еще слабые ростки нового, только- только пробивающего себе дорогу. Сво им романом «Когда начинается утро» К. Балков сделал удачную попытку — приблизил образом Чудина будущее. Ныне «по всем рекам бассейна озера Байкал полностью прекращен молевой сплав. Ведется тщательная очистка бе регов и русел рек от разнесенной и за тонувшей древесины. Более 800 и з 1340 километров бывших сплавных магист ралей полностью очищены...» (Секре тарь Бурятского, обкома КПСС К. Про- дайвода. Леса Байкала. Проблемы и су ждения. «Правда», 14 марта 1974 г.). Вот в этом плане никак не откажешь К. Бал- кову в предвидении, публицистическом пафосе, присущем его творчеству. Владимир Митыпов стал первопроход цем, создателем жанра фантастики в бурятской литературе. Вначале истори ческая повесть из жизни Египта, потом чистая фантастика, с ее необычно-инт ригующими элементами, захватили вни мание читателей сразу и надолго. В. Ми тыпов, как никто другой, умело осва ивает богатства советской многонацио нальной и мировой литературы, но, в отличие от К. Балкова и Д. Эрдынеева, «окрестности» его творчества лежат да леко в стороне от традиционной, «мест ной тематики». Толчком для появления в начале творческой биографии В. Митыпова именно исторической повести «Ступени совершенства», думается, послужила его профессия геолога, свободно оперирую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2