Сибирские огни, 1977, №2
дом с бывалыми, много повидавшими людьми, его своенравная «солидность» оказывается мелочной, и, мучаясь от потери иллюзий, парень на третий день сбегает. «По сути дела, это тот же незрелый, инфантильный юнец, с повы шенным самомнением, каких мы виде ли в некоторых повестях типа «Апель сины из Марокко», «Звездные мальчи ки», только культурного лоска у него поменьше» (В. Найдаков. Традиции и современность в бурятской литературе. Улан-Удэ, 1974). Однако Семен находит в себе силы и возвращается «на пята чок», где его ждут нелегкие испытания. В более сложной повести «Рейса не будет» образ такого человека получает как бы дальнейшее развитие в Алдаре Гучинове. Это уж е более взрослый и оп ределившийся характер, прошедший свой жизненный «пятачок». Однако и его вводят в заблуждение дела и внеш ность двух бригадиров — солидного Ла заря Митюгина и «неприятного», из-за какой-то непонятливой ' чудаковатости и несерьезной худощавости, Вальки Та- рантина. События неожиданно предель но обнажают характеры людей. Вот после двадцати лет скитаний возвраща ется в родные места Василий Пантелей монович. Однажды в шторм он не смог преодолеть свой смертельный страх и спасти бригадира Гучинова. Но потом понял, «что от себя не убежишь, что бегство его — это продолжение того ж е страха». Судьба его, так или иначе за девающая всех, становится своего рода мерилом нравственных человеческих ценностей; Нам ясно, что Митюгин, к примеру, не смог бы спасти тонущего рыбака, так как живет по принцицу «моя хата с краю» и морально не готов к такому поступку, а вот чудаковатый, «несерьезный» Тарантин оказывается морально подготовленным к самоотвер женным делам, когда, не думая о себе, спасает человека. Удачно найденный характер человека с «чудинкой» воплощен в образе лес ника Ераса Колонкова из повести «Рос стань». Его все насмешливо называют «чудаком», поскольку без всякой коры сти, просто «для всех» разводит он в тайге облепиховый сад, строит на месте мелкого, часто пересыхающего ручья во дохранилище, «чтобы воды всем хвати ло». Этот жизненно правдивый и само бытный характер находит дальнейшее свое развитие в образе Миронова из ро мана «Когда начинается утро», а «со лидные» люди типа Митюгина, Осётро- ва («Через падь»), Сидора Гремина («Росстань») — в более сложном харак тере «отлакированного» Елшина. Писателя интересует не столько х а рактер конфликта, сколько характеры героев и соотнесенность их с мораль ными принципами нашего общества, его целями. Такое постижение действитель ности приводит, с одной стороны, к замедленному расширению прежнего круга тем и образов, и с другой — к об стоятельной нюансировке внутри из бранного круга. В своем романе К. Балков стремится отобразить наиболее свежий жизненный «срез» нашей действительности, иссле довать исторические перемены в при вычках, общественной психологии, в отношении людей к природе. И выбор темы, надо признать, сделан весьма удач но — описываемые события могли про изойти с наибольшей вероятностью именно в Прибайкалье, т. е. сюжет вы строен на местном материале. Роман — это логически более завер шенное во многих отношениях произ ведение К. Балкова — и по тематике, и по действующим образам. Появление главного героя романа Гри гория Чудина, техника по лесозаготов кам, «заработавшего инвалидность и списанного по болезни на год», в при байкальском селе Нестериха, располо женном вдали от оживленных людских дорог,— это своего рода писательский эксперимент, основанный на своем ви дении поступательного движения жизни. Знаменательные слова говорит лесник Пантелей Спиридонович: «Новый чело век для нашего поселка Чудин-то, не привычный... Но раз один появился, значицо, и другие будут». Другие же нестерихинцы не приемлют чудинской «бестолковщины»: «Без него люди жи ли и еще тысячу лет будут жить». Но с появлением Чудина как бы само Вре мя нагрянуло в таежное село. Бывший техник по лесозаготовкам не терпеливо требует уважения к Байка лу, к тайге, которая — не только брев на, дрова и деловая древесина. Он сразу ж е встревает во множество разных дел. Вначале Чудин забавен в своем неисто вом стремлении заставить сельчан по любить природу, но затем становится и вредным, «беда-человеком», для таких, как Елшин, Петруха, и других «прак тичных» людей. Не населенный никакой властью, ни какими правами (кроме единственного— быть человеком), он заполняет свою жизнь делами, присущими беспокойно му и «совестливому» человеку. Чудин, видимо, привык жить не просто рядом* с людьми, а для людей, и этого ж е тре бует от нестерихинцев. Он убежден, что каждый человек должен уважать природу точно так же, как и уважать человека: «Сегодня не уважают приро ду, завтра дойдет очередь до неуваже ния к человеку». Гуманизм действий Чудина заключается в том, что он ж е лает восстановить здоровые отношения между человеком и природой. В сво ем мировоззрении, исходя из социали стических общественных отношений, он природу отождествляет с живым организмом — человеком. Таков нравст венный максимализм чудинского харак тера. Созданные в романе художественные образы Елизара Миронова, а также Пан телея Спиридоновича, Алдарчина и ста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2