Сибирские огни, 1977, №2

дом с бывалыми, много повидавшими людьми, его своенравная «солидность» оказывается мелочной, и, мучаясь от потери иллюзий, парень на третий день сбегает. «По сути дела, это тот же незрелый, инфантильный юнец, с повы­ шенным самомнением, каких мы виде­ ли в некоторых повестях типа «Апель­ сины из Марокко», «Звездные мальчи­ ки», только культурного лоска у него поменьше» (В. Найдаков. Традиции и современность в бурятской литературе. Улан-Удэ, 1974). Однако Семен находит в себе силы и возвращается «на пята­ чок», где его ждут нелегкие испытания. В более сложной повести «Рейса не будет» образ такого человека получает как бы дальнейшее развитие в Алдаре Гучинове. Это уж е более взрослый и оп­ ределившийся характер, прошедший свой жизненный «пятачок». Однако и его вводят в заблуждение дела и внеш­ ность двух бригадиров — солидного Ла­ заря Митюгина и «неприятного», из-за какой-то непонятливой ' чудаковатости и несерьезной худощавости, Вальки Та- рантина. События неожиданно предель­ но обнажают характеры людей. Вот после двадцати лет скитаний возвраща­ ется в родные места Василий Пантелей­ монович. Однажды в шторм он не смог преодолеть свой смертельный страх и спасти бригадира Гучинова. Но потом понял, «что от себя не убежишь, что бегство его — это продолжение того ж е страха». Судьба его, так или иначе за ­ девающая всех, становится своего рода мерилом нравственных человеческих ценностей; Нам ясно, что Митюгин, к примеру, не смог бы спасти тонущего рыбака, так как живет по принцицу «моя хата с краю» и морально не готов к такому поступку, а вот чудаковатый, «несерьезный» Тарантин оказывается морально подготовленным к самоотвер­ женным делам, когда, не думая о себе, спасает человека. Удачно найденный характер человека с «чудинкой» воплощен в образе лес­ ника Ераса Колонкова из повести «Рос­ стань». Его все насмешливо называют «чудаком», поскольку без всякой коры­ сти, просто «для всех» разводит он в тайге облепиховый сад, строит на месте мелкого, часто пересыхающего ручья во­ дохранилище, «чтобы воды всем хвати­ ло». Этот жизненно правдивый и само­ бытный характер находит дальнейшее свое развитие в образе Миронова из ро­ мана «Когда начинается утро», а «со­ лидные» люди типа Митюгина, Осётро- ва («Через падь»), Сидора Гремина («Росстань») — в более сложном харак­ тере «отлакированного» Елшина. Писателя интересует не столько х а ­ рактер конфликта, сколько характеры героев и соотнесенность их с мораль­ ными принципами нашего общества, его целями. Такое постижение действитель­ ности приводит, с одной стороны, к замедленному расширению прежнего круга тем и образов, и с другой — к об­ стоятельной нюансировке внутри из­ бранного круга. В своем романе К. Балков стремится отобразить наиболее свежий жизненный «срез» нашей действительности, иссле­ довать исторические перемены в при­ вычках, общественной психологии, в отношении людей к природе. И выбор темы, надо признать, сделан весьма удач­ но — описываемые события могли про­ изойти с наибольшей вероятностью именно в Прибайкалье, т. е. сюжет вы­ строен на местном материале. Роман — это логически более завер­ шенное во многих отношениях произ­ ведение К. Балкова — и по тематике, и по действующим образам. Появление главного героя романа Гри­ гория Чудина, техника по лесозаготов­ кам, «заработавшего инвалидность и списанного по болезни на год», в при­ байкальском селе Нестериха, располо­ женном вдали от оживленных людских дорог,— это своего рода писательский эксперимент, основанный на своем ви­ дении поступательного движения жизни. Знаменательные слова говорит лесник Пантелей Спиридонович: «Новый чело­ век для нашего поселка Чудин-то, не­ привычный... Но раз один появился, значицо, и другие будут». Другие же нестерихинцы не приемлют чудинской «бестолковщины»: «Без него люди жи­ ли и еще тысячу лет будут жить». Но с появлением Чудина как бы само Вре­ мя нагрянуло в таежное село. Бывший техник по лесозаготовкам не­ терпеливо требует уважения к Байка­ лу, к тайге, которая — не только брев­ на, дрова и деловая древесина. Он сразу ж е встревает во множество разных дел. Вначале Чудин забавен в своем неисто­ вом стремлении заставить сельчан по­ любить природу, но затем становится и вредным, «беда-человеком», для таких, как Елшин, Петруха, и других «прак­ тичных» людей. Не населенный никакой властью, ни­ какими правами (кроме единственного— быть человеком), он заполняет свою жизнь делами, присущими беспокойно­ му и «совестливому» человеку. Чудин, видимо, привык жить не просто рядом* с людьми, а для людей, и этого ж е тре­ бует от нестерихинцев. Он убежден, что каждый человек должен уважать природу точно так же, как и уважать человека: «Сегодня не уважают приро­ ду, завтра дойдет очередь до неуваже­ ния к человеку». Гуманизм действий Чудина заключается в том, что он ж е­ лает восстановить здоровые отношения между человеком и природой. В сво­ ем мировоззрении, исходя из социали­ стических общественных отношений, он природу отождествляет с живым организмом — человеком. Таков нравст­ венный максимализм чудинского харак­ тера. Созданные в романе художественные образы Елизара Миронова, а также Пан­ телея Спиридоновича, Алдарчина и ста

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2