Сибирские огни, 1977, №2
ликт, широко разработанный,— борьбу нового, нарождающегося со старым, от живающим,— и наполняет его новым жизненным содержанием, вносит мак симально возможный контакт с теку щим днем, свойственный современной молодой прозе. Особенно выразительно им написаны рассказы с их короткими и динамичными сюжетами. Герой рассказа «В пургу» Бадма лю бит девушку Балму, однако в юрте у нее висит фотография красавца Дони- да. Все ж е после тяжелой вьюжной доро ги и разных приключений герой откры вает, что Бадма любит именно его, и фотография смотрит со стенки уж е не так лукаво. Повешенная на стенку фо тография «улыбается» (ружье «стреля ет») и в рассказе «Такая сильная любовь», где выразительно показано про тивоборство отцовской любви и граж данского долга. Это «круговое дейст вие», двойное использование одних и т ех ж е вещей, явлений или слов, но уж е с другим смысловым «наполнением», весьма характерный художественный прием писателя. В рассказах Д. Эрдынеева отчетливо прослеживаются факты биографии са мого писателя. Однако опора лишь на «прожитое мною, увиденное мною» де лает несколько однообразными дейст вия героев, собранных под одной «кры шей» сборника. Налицо повторение сю жета, схожесть образов, к примеру, Батора («О чем плачешь, Хандама?»),1 Даши («Время покоса») и Цэрэна из по вести «В этой жизни...» Автор прекрас но описывает чувство вернувшегося домой человека, так как сам прочувство вал это «возвращение», окончив Мо сковский литературный институт имени Горького. Однако, надо заметить, преоб ладание автобиографизма наблюдается не только у Доржи Эрдынеева. Так воз вращается после окончания ленинград ского института на родной полуостров Мангыстау археолог Булат в повести казаха Сатимжана Санбаева «Когда ж аж дут мифа», так возвращается в се ло Цмакут выпускник ереванского ву за Грант Карян (повесть армянского пи сателя Гранта Матевосяна «Оранжевый табун»). Подобных примеров немало. Получение образования в Москве и других крупных городах страны и воз вращение к себе на малую родину—это черта времени, это личный опыт моло дых писателей, преломленный в твор честве. Но иногда именно в силу этой жизненности ситуации рождаются «на вязчивые», повторяющиеся сюжеты. Особенно это сказывается в жанре повести. В произведении с более «длин ным» сюжетом наиболее уязвима как раз композиционная сторона, общая ар хитектоника, которая чаще всего быва ет связана с некоторой статичностью характеров. В первую очередь это от носится к молодому архитектору Шулу- уну Дондокову — главному герою пове сти «В этой жизни...». Наиболее удач ными ж е получились традиционные колоритные образы стариков—деда Шу- лууна Дондок-дархана, известного в Агинских степях золотых дел мастера, тетки Тамжад, плотницкого мастера Ба- буудая. «Земля, лошадь, дождь, топор, работа — это я понимаю, из ума не вы жил. А что такое «макет»?»— жалует ся председателю на внука дед. Непри вычны для него, да и для других ста риков, мысли и дела внука, его новые дома, ради которых надо снести старые, где жили предки, сменить дровяные печки на электрические, а на них «чай невкусный. И заваривается долго, и ос тывает быстро». Очень беспокоит деда, что вместе с переменами чисто внешни ми в молодежи происходят перемены и внутренние, более глубокие. Вот ведь обрели образованность, умение командо вать и говорить умные речи Шулуун, Жаргал, но позабыли'неторопливость в разговоре, обстоятельность в делах и традиционное уважение к старшим—то, чем всегда дорожил старый мастер В результате бытовые противоречия между героями, вопреки их желанию, неизбежно принимают характер соци альный. В отличие от старого Тубэргэна, Ба буудай и механик Цэрэн уловили ветер перемен, однако свое умение, свой дар они используют лишь для того, чтобы удобнее приспособиться к жизни. Фило софию «домочадцев», уважающих чело века лишь за положение, богатство и ловкую хватку, автор клеймит словами одного из героев: «Души у них старые... И дело тут не в возрасте». Не. случай но, что вокруг них постепенно образу ется духовный вакуум. Что, казалось бы, общего в судьбах своекорыстного Бабуудая и председате ля Сэдэна Бабуевича? И все ж е автор м ежду этими двумя противоположными человеческими характерами проводит параллель. Их хлопотная работа (у од н о го— для блага колхоза, у другого — для себя) вынудила обоих «утонуть» в текучке, жить заботами «одного дня». Лишь смерть старика Тубэргэна, встре ча с Шулууном, болезни встряхнули их, заставили Сэдэна Бабуевича вспомнить свою молодость и обрести прежний, верный смысл жизни, а Бабуудая—уви деть эту жизнь с новой, более значи тельной стороны: «Раньше некогда бы ло. Одна забота была — разбогатеть». А теперь? «Кто бы пожалел обо мне, если бы я умер? Кому я нужен?» Впер вые стареющий мастер задает себе бес пощадные вопросы. Делая выразитель нее, образнее мысль о том, что большая жизнь проходит мимо, автор рисует ве ликолепную сценку: «Смотри-ка, даже солнце решило надо мной поиздевать с я !»— проговорил Бабуудай, глядя на свою тень. Сутулая, нелепая тень его расползалась на густой траве. Бабуудай вскочил, ожидая, что тень обретет дру гую, красивую форму. Но уродство ее стало еще заметнее, и Бабуудай испу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2