Сибирские огни, 1977, №2
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Э. Уланов ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ Современную прозу Бурятии невоз можно представить без писателей, кото рые, кажется, недавно, лет десять назад, считались молодыми,— это И. Калашни ков, Ш.-С. Бадлуев, Ц.-Ж . Жимбиев, В. Корнаков, В. Сергеев. Но сегодня здесь также делают погоду и Владимир Митыпов, Доржи Эрдынеев, Ким Бал ков — прозаики, выпустившие несколь ко книг и «у себя дома» давно пользую щиеся заслуженной популярностью. Их творчество представляет собой доволь но-таки любопытную картину непохо жести и — одновременно — определенной закономерности вхождения в литерату ру, исканий в области жанрово-стиле вых пластов и своей «географии» про странства и времени. В их произведе ниях, как правило, преобладает та ярко выраженная сторона письма, в которой автор чувствует себя свободнее, раско ваннее — преобладание автобиографиче ского начала у Эрдынеева, четко про ступающая привязанность к опосредст вованной документалистике у Балкова, фантастика, игра художественного во ображения у Митыпова. В начале своего творчества эти авто ры писали на одном дыхании, чрезвы чайно быстро. Так, Митыпов с 1966 года написал три фантастические повести, изданные Бурятским книжным изда тельством отдельной книгой «Ступени совершенства», и детскую повесть «Ма монтенок Фуф», изданную и на украин ском языке (Киев, «Веселка», 1974); Балков опубликовал четыре повести двумя книгами в 1969 и 1971 годах и ро ман «Когда начинается утро»; Эрдыне ев издал сборники рассказов, повесть- роман в 1965, 1968, 1970 и 1974 годах на бурятском языке, а в издательстве «Со ветский писатель» в 1971 году—книгу «Внуки Тубэргэна», куда вошли расска зы и повесть «В этой жизни...». Кроме •того, все эти произведения, как прави ло, вначале печатались на страницах журнала «Байкал». Творчество Д. Эрдынеева, в отличие от Балкова и особенно Митыпова, при надлежит к типично «традиционному» стилевому течению бурятской литера туры. Это и характерное для бурятской классики обращение к деревенской те матике, т. е. к наиболее знакомым «ок рестностям» писателя, это и богатство метких жизненных и житейских наблю дений, деталей. У Д. Эрдынеева все от четливей наблюдается повышенный интерес к социально-этической пробле матике, к внутреннему миру современ ника, его повседневному быту, горячее обличение мещанства, эгоизма и одно временно восхищение нравственной силой человека. Он пытается художест венно осмыслить нарождающиеся пере мены, происходящие в судьбе отдель ного человека и — отсюда — в обществе. Начало этому стилевому течению, на иболее развитому и полнокровному в бурятской литературе, положил классик национальной литературы Хоца Намса- раев. Традиции его продолжаются и раз виваются в творчестве писателей сред него поколения, наиболее ярким пред ставителем которого является Чимит Цыдендамбаев, а в прозе молодых — Доржи Эрдынеев. У него не встретишь чрезмерного любования экзотикой, чем раньше страдали некоторые «традици- онники». В его творчестве прослежива ется умелое и бережное использование элементов фольклора; он берет конф
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2