Сибирские огни, 1977, №2

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Э. Уланов ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ Современную прозу Бурятии невоз­ можно представить без писателей, кото­ рые, кажется, недавно, лет десять назад, считались молодыми,— это И. Калашни­ ков, Ш.-С. Бадлуев, Ц.-Ж . Жимбиев, В. Корнаков, В. Сергеев. Но сегодня здесь также делают погоду и Владимир Митыпов, Доржи Эрдынеев, Ким Бал­ ков — прозаики, выпустившие несколь­ ко книг и «у себя дома» давно пользую­ щиеся заслуженной популярностью. Их творчество представляет собой доволь­ но-таки любопытную картину непохо­ жести и — одновременно — определенной закономерности вхождения в литерату­ ру, исканий в области жанрово-стиле­ вых пластов и своей «географии» про­ странства и времени. В их произведе­ ниях, как правило, преобладает та ярко выраженная сторона письма, в которой автор чувствует себя свободнее, раско­ ваннее — преобладание автобиографиче­ ского начала у Эрдынеева, четко про­ ступающая привязанность к опосредст­ вованной документалистике у Балкова, фантастика, игра художественного во­ ображения у Митыпова. В начале своего творчества эти авто­ ры писали на одном дыхании, чрезвы­ чайно быстро. Так, Митыпов с 1966 года написал три фантастические повести, изданные Бурятским книжным изда­ тельством отдельной книгой «Ступени совершенства», и детскую повесть «Ма­ монтенок Фуф», изданную и на украин­ ском языке (Киев, «Веселка», 1974); Балков опубликовал четыре повести двумя книгами в 1969 и 1971 годах и ро­ ман «Когда начинается утро»; Эрдыне­ ев издал сборники рассказов, повесть- роман в 1965, 1968, 1970 и 1974 годах на бурятском языке, а в издательстве «Со­ ветский писатель» в 1971 году—книгу «Внуки Тубэргэна», куда вошли расска­ зы и повесть «В этой жизни...». Кроме •того, все эти произведения, как прави­ ло, вначале печатались на страницах журнала «Байкал». Творчество Д. Эрдынеева, в отличие от Балкова и особенно Митыпова, при­ надлежит к типично «традиционному» стилевому течению бурятской литера­ туры. Это и характерное для бурятской классики обращение к деревенской те­ матике, т. е. к наиболее знакомым «ок­ рестностям» писателя, это и богатство метких жизненных и житейских наблю­ дений, деталей. У Д. Эрдынеева все от­ четливей наблюдается повышенный интерес к социально-этической пробле­ матике, к внутреннему миру современ­ ника, его повседневному быту, горячее обличение мещанства, эгоизма и одно­ временно восхищение нравственной силой человека. Он пытается художест­ венно осмыслить нарождающиеся пере­ мены, происходящие в судьбе отдель­ ного человека и — отсюда — в обществе. Начало этому стилевому течению, на­ иболее развитому и полнокровному в бурятской литературе, положил классик национальной литературы Хоца Намса- раев. Традиции его продолжаются и раз­ виваются в творчестве писателей сред­ него поколения, наиболее ярким пред­ ставителем которого является Чимит Цыдендамбаев, а в прозе молодых — Доржи Эрдынеев. У него не встретишь чрезмерного любования экзотикой, чем раньше страдали некоторые «традици- онники». В его творчестве прослежива­ ется умелое и бережное использование элементов фольклора; он берет конф

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2