Сибирские огни, 1977, №2
/ Европе? И в принятом от угров языке наши предки сохранили те принесенные с далекой родины сказки, предания, ле генды и былины, которые передавались из поколения в поколение, и картина покинутой родины не только не стира лась в и х сознании, но непрестанно све тила им и^ глубины веков, подобно солн цу, вызывая стремление вернуться до мой, сияла путеводной звездой, рождала желание* увидеть заповедный далекий край. В густой ткани преданий могли таиться такие элементы, что соответст вующим образом настраивали и ориен тировали потомков. Когда обстановка изменится к лучшему (а ведь кончается ж е и самая долгая зима!), им нужно следовать по дороге, которую указывает заходящ ее солнце. Быть может, это была и какая-нибудь из звезд, не исключено, что этот путь могли указывать растения и деревья, скажем, тополь! Ориентирование? Разве нельзя счи тать, что Человек — это высшее творение природы — не обладает способностью ориентироваться в пространстве в такой мере, как, допустим, рыбы? Возьмем хо тя бы осетровых. Малек появляется на свет в неглубоких притоках рек, затем, набравшись сил, пускается в далекое путешествие. Проделав путь в несколько тысяч километров, эти рыбы, когда на ступает пора нереста, сбиваются в ог ромные косяки и устремляются вновь в те цеста, где некогда увидели свет. Вновь проделывают тысячекилометровый путь и находят ту речушку, где провели свое детство. Еще более фантастические мар шруты проделывают угри. Ученые толь ко разводят руками, не в силах объяс нить этот феномен природы. Любопытно, что имеется предположение, будто в ка честве ориентира рыбам может служить растительность, обладающая специфиче ским запахом. Считается, что выносимые в океан из данной речушки в ничтожном количестве частицы растительности хо рошо чувствуются рыбами, которые устремляются на запах, все более усили вающийся по мере приближения к источнику. Эту инстинктивную тягу жи вотных к родным местам я бы назвал «биологическим патриотизмом». Судя по письменным свидетельствам, венгерские племена так легко обнару жили Верецкий перевал через Карпаты, словно в их распоряжении была карта с намеченным маршрутом. По Моему убеждению , если бы наши предки в период обретения нынешней родины, в 896 году н. э., внешне не были похожи на европейцев, то навстречу им выслали бы не христианских проповед ников, чтобы обратить в новую веру, а вооруженное войско, чтобы изгнать этих необузданно диких номадов туда, откуда они пожаловали. К тому же, в подтверж дение вышесказанного, следует обратить внимание и .на такой момент, как тата ро-монгольское нашествие. Наверняка за два-три столетия, если бы до этого наши предки были монголоидами, они не могли бы совершенно утратить свой азиатский облик и орды хана Батыя не обращались бы так жестоко со своими братьями по крови. Однако, как свиде тельствует Рогериус, татары безжалост но истребляли венгров, беспощадно уничтожали даже младенцев. В заключение своей истории я выска зал предположение, что сегодня, в связи с активным использованием природных богатств Сибири, ученые смогут обнару жить нрвые важные доказательства для объяснения многих загадок истории. Я нисколько не удивлюсь, если вдруг разнесется весть, что в районах, где про живают обские угры, обнаружены захо ронения европейцев. Достаточно обра тить внимание на такой факт, как строительство гигантского нефте- и газо провода, сооружаемого совместно стра нами — членами СЭВ от оренбургских степей до границ центральной Европы, что потребовало вырыть огромной длины траншею, протянувшуюся на тысячи километров. Это путь, по которому ког да-то проходило великое переселение народов, где легко могут быть обнаруже ны следы прошлого... — В качестве гипотезы-сказки это сойдет,— заметил с улыбкой молодой социолог и тут ж е серьезно сказал: — В некоторых преданиях и сказках об ских угров встречаются упоминания об огромных каменных домах и даже двор цах. Очень трудно установить источник, откуда могли попасть в их фольклор по добные Мотивы. (Вот я и думаю, не яв ляется ли это отголоском тех контактов с бледнолицыми «пришельцами» из да лекой Европы?!). Дискуссия о родстве венгров с обскими уграми не помешала обильному обеду в Доме ученых. Вечером этого дня я побывал на спек такле гастролировавшего в Новосибирске коллектива Рижского театра русской драмы. Шла пьеса венгерского драма турга Кароя Сакони «Телевизионные по мехи». Поскольку мне вещь эта знакома, перевод не требовался, что очень обрадо вало переводчика, Да к тому ж е и сидя щая рядом публика была избавлена от «шептунов», мешающих следить за про исходящим на сцене. Постановка решена режиссером не обычно, своеобразно. Так, например, сцена не загружена обилием мебели, любимой обывателем, многие атрибуты мещанского быта подвешены над сценой, символизируя тем самым понятие бур жуазного обывателя о счастье. Нет даже телевизора! Наличие его в доме под тверждают лишь усы комнатной антен ны, свидетельствующей, что герои пьесы смотрят какую-то телепередачу, но это не мешает зрителям видеть лица акте ров. Для обывателя телепередачи, по оп ределению американцев,— «жевательная резинка для глаз». Из отдельных пунк тов сцены в виде расходящихся лучей натянуты провода, что создает иллюзию зрительного восприятия свечения теле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2