Сибирские огни, 1977, №2
С обнаженной головой минутой молча ния отдаем долг бесстрашным героям, о борьбе которых повествуют красочное панно и памятник в виде руки, вздыма ющей над гранитным холмом негасимый факел Революции. Затем мы направляемся к Монументу Славы, воздвигнутому в память погиб ших в годы Великой Отечественной вой ны новосибирцев. На каменных скрижа лях величественного памятника, метал лическими буквами начертаны имена более тридцати тысяч человек, отдавших жизнь за Родину. Потрясает выразитель ная скульптура Скорбящей матери, символизирующая неутешное горе всех ‘матерей, которая своим видом как бы дает ответ на вопрос — желают ли совет ские люди войны? Завоеванная нелегкая победа принесла мир и его плоды не только советским людям, но и всему человечеству, однако разве может что-нибудь залечить рану матери, потерявшей свое дитя? Совет ская мать оплакивает гибель миллионов своих сынов и дочерей, и с ее лица не исчезнет выражение боли и скорби, пока существуют женщины , дающие челове честву жизнь. Нет, такой символ никогда не может призывать к угрозе другим, к агрессии. Когда я смотрел на это скорбное ли цо, на память мне невольно приходили воспоминания о времени после первой мировой войны в Венгрии. На широкую ногу сразу ж е после окончания ужасной бойни было поставлено производство во енных памятников, которые устанавли вались буквально в каждом селе. От каждого и з них веяло ложным пафосом и заносчивым хвастовством о непобеди мости, так и выпирал призыв к новой агрессии, подчеркивалась мысль о бра- .вурной лихости солдат. А вот места для несчастной, раздавленной горем матери так и не нашлось, что и понятно: для агрессивных устремлений правящих классов эксплуататоров требовался всег да один символ — символ насилия, тре бовалось пушечное мясо. - Мне приходят на память слова Томаса Манна, который на вопрос о том, кто сможет оспорить человечность русского народа, сам ж е отвечает: нигде и никогда человечность не проявлялась с такой глубиной, как в русской литературе, в святой, великой литературе русского народа... Тут мне хочется также рассказать о некоторых воспоминаниях моего отца о первой мировой войне. Думается, что ужасы кровопролитной бойни, на кото рую угоняли мужчин, рождали в сердцах женщин, прежде всего матерей, инстинк тивное чувство международной солидар ности, стремление помочь страждущим. Отец, подобно многим другим, оказался в 1916 году в русском плену. Конные ка заки гнали их в далекий лагерь военно пленных. Шли они, страдая от голода и жажды . Однако попадавшиеся на дороге села встречали их, словно оазисы путни ков пустыни. Множество женщин окру жало пленников, каждая старалась про тянуть кусок хлеба, кружку молока или воды — у кого что имелось. И делалось это совершенно бескорыстно, из одного человеколюбия, к которому, наверняка, примешивалась тайная, даж е не всегда осознаваемая надежда,— быть может, и их близкому где-нибудь там, в чужом далеком краю, какая-нибудь добрая д у ша даст поесть или напиться. Над раз деленным на враждующие лагери миром витали запретная материнская доброта и помощь, сочувствие родительниц. Два года, проведенные отцом в русском плену на Кубани, помогли ему хорошо узнать русских людей, заронили в его душу чувство дружбы , веру в доброту и человечность русских, которые не уда лось сломить никаким испытаниям в по следующие двадцать пять лет. Эти до верие и дружеское расположение к рус ским были переданы нам, его детям, родившимся и выросшим в маленьком венгерском селе. Весть о приближении к нашему селу линии фронта всполошила всех, многих объял безотчетный страх. Чему не стоит удивляться, так как всюду были раскле ены плакаты и устрашающие картины, на которых воины Советской Армии изо бражались далеко не с лучшей стороны. На брезенте проезжавших военных ма шин можно было прочитать лишь одну грозную надпись: «Победа или Сибирь!» Фашистские заправилы всячески стре мились запугать простых людей «крас ной угрозой», старались внушить кресть янину мысль, что ему тоже необходимо бросить дом и бежать вместе с господами. Мой ж е отец не переставал упорно твер дить, что он хорошо знает русских, их человеколюбие, что простым людям, тем более беднякам, вовсе нечего бояться... И, нужно сказать, никто из наших посе лян не покинул родных домов. Ничто не могло поколебать отца в его убеждении. С радостью убеждались и мы в справедливости отцовских слов. Будь это не так, я вообще не стал бы упоми нать об этом, в лучшем случае предпо чел бы обойти молчанием разговор на эту тему или перевел бы его в другое русло. Ко всему сказанному хотелось бы до бавить еще, что отец, когда пришли со ветские части, долгое время выступал в качестве переводчика, так как за про шедшие двадцать пять лет не забыл вы ученного еще во время плена языка. А вот я, его сын, несмотря на то, что в течение шести лет попотел над изучени ем языка, не сумел даж е заказать себе яичницу в буфете гостиницы «Пекин». Моих знаний хватило лишь на то, чтобы показать пальцем на предмет моих ж е ланий. Думаю, что тут все дело в методи ке преподавания иностранных языков, о чем в последнее время немало спорят у нас в Венгрии. Те затраты личного времени и нервного напряжения, кото рые были израсходованы каждым обу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2