Сибирские огни, 1977, №1
кусств хватило бы на десятки экскурсоводов и хранителей музейных сокровищ. Вот и сейчас, переходя от картины к картине, он увлекат ель но пересказывал античные и библейские сюжеты, использованные ж и вописцами, и при этом следил з а тем, насколько внимательно слушает спутник, все ли понимает из его рассказов и волнует ли его мастерство художников. Он говорил и о художественных школах, и о выставках, на которых впервые появилась та или инай картина, и о ма зках масте ров пейзажа, и о светотени на портретах. Бабушкин слушал, не пропуская мимо ушей ни единого слова, и по р аж а л с я глубине его познаний; если бы не целые эпохи, отделявшие их от создания многих картин, он счел бы, что Георгий Валентинович был близко знаком с художниками, запросто заходил в их мастерские и ви дел, как создавались картины. — Высокое искусство не умирает в веках. Когда-нибудь вам, я на деюсь, посчастливится видеть в П а риж е «Венеру Милосскую» или «Ни ку» _ богиню Победы, которая в Лувре встречает посетителей на лест нице при входе на второй эт аж , и вы поймете вечность красоты. Через тысячи лет мы любуемся творениями древних греков, ка к их современ ники. И вот хотя бы эта «Мадонна в гроте» великого Леон ардо д а Вин чи. Хотя, надо сказать, перед нами повторение. Первый вариант я ви дел в Лувре. Здесь кисти самого мастера соседствовала кисть его уче ника, но и это — превосходно.;— Плеханов присмотрелся к картине.— Отдельные детали, насколько я помню, немножко изменены, а общее впечатление то ж е самое. Сохранен этот, талантливо найденный, обере гающий жест мадонны. А взгляните на ее лицо. Какое глубокое про никновение в душу матери! Как а я прелесть! А ведь создана она более четырехсот лет назад. Пройдут еще столетия, и люди будут очаровы ваться ею т а к ж е , как мы с вами. И только однажды слова Плеханова вдруг заглохли, пролетели ми мо сознания Бабушкина. Это случилось, когда они стояли возле «Ма донны» Тициана, кормящей грудью сына. Ивану Васильевичу вдруг припомнилась его Прасковья. Быть может, в эту самую минуту истоско в авшая ся жена вот так же кормит маленькую, свою единственную от раду. Его дочка вот т ак же поддерживает грудь матери пухлой ручон кой. Нет, пожалуй, Лидочка еще не может так ,— она много меньше этого младенца. Когда же доведется увидеться с ними, покачать дочур ку на руках? Плеханов шевельнул бровями, кашлянул: — Если вас утомил мой рассказ... — Нет. Отнюдь не утомил. А з адум а лс я оттого, что вспомнилась жена, дочка... — Да?! — переспросил Плеханов смягченным голосом,— Подлин ное искусство не может не вызвать ассоциаций! И они перешли к следующей картине... А когда осмотрели всю галерею, Плеханов спросил своего спутни ка об общем впечатлении. Богато! — отозвался Бабушкин .— Только очень уж много о бога- чах -бездельниках и очень мало о тех, кто трудится. Запомнилась ткачи ха за кроснами д а еще картина испанца Веласкеса, на которой,— пом- ните? — задумчивая девушка что-то толчет в ступке, видать, готовится стряпать. — Веласкеса запомнили — приятно слышать!.. А много полотен о богатых оттого, что спрос порождает предложение. Таков общий эконо мический закон. Всякий общественный класс вкладывает в искусство свое особое содержание. Подлинным представителем идеи труда и р а з у ма, как вы знаете, является рабочий класс, вот он-то и выдвинет новых художников, которые запечатлеют на своих полотнах радость созида
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2