Сибирские огни, 1977, №1

кусств хватило бы на десятки экскурсоводов и хранителей музейных сокровищ. Вот и сейчас, переходя от картины к картине, он увлекат ель ­ но пересказывал античные и библейские сюжеты, использованные ж и ­ вописцами, и при этом следил з а тем, насколько внимательно слушает спутник, все ли понимает из его рассказов и волнует ли его мастерство художников. Он говорил и о художественных школах, и о выставках, на которых впервые появилась та или инай картина, и о ма зках масте­ ров пейзажа, и о светотени на портретах. Бабушкин слушал, не пропуская мимо ушей ни единого слова, и по­ р аж а л с я глубине его познаний; если бы не целые эпохи, отделявшие их от создания многих картин, он счел бы, что Георгий Валентинович был близко знаком с художниками, запросто заходил в их мастерские и ви­ дел, как создавались картины. — Высокое искусство не умирает в веках. Когда-нибудь вам, я на­ деюсь, посчастливится видеть в П а риж е «Венеру Милосскую» или «Ни­ ку» _ богиню Победы, которая в Лувре встречает посетителей на лест­ нице при входе на второй эт аж , и вы поймете вечность красоты. Через тысячи лет мы любуемся творениями древних греков, ка к их современ­ ники. И вот хотя бы эта «Мадонна в гроте» великого Леон ардо д а Вин­ чи. Хотя, надо сказать, перед нами повторение. Первый вариант я ви­ дел в Лувре. Здесь кисти самого мастера соседствовала кисть его уче­ ника, но и это — превосходно.;— Плеханов присмотрелся к картине.— Отдельные детали, насколько я помню, немножко изменены, а общее впечатление то ж е самое. Сохранен этот, талантливо найденный, обере­ гающий жест мадонны. А взгляните на ее лицо. Какое глубокое про­ никновение в душу матери! Как а я прелесть! А ведь создана она более четырехсот лет назад. Пройдут еще столетия, и люди будут очаровы­ ваться ею т а к ж е , как мы с вами. И только однажды слова Плеханова вдруг заглохли, пролетели ми­ мо сознания Бабушкина. Это случилось, когда они стояли возле «Ма­ донны» Тициана, кормящей грудью сына. Ивану Васильевичу вдруг припомнилась его Прасковья. Быть может, в эту самую минуту истоско­ в авшая ся жена вот так же кормит маленькую, свою единственную от­ раду. Его дочка вот т ак же поддерживает грудь матери пухлой ручон­ кой. Нет, пожалуй, Лидочка еще не может так ,— она много меньше этого младенца. Когда же доведется увидеться с ними, покачать дочур­ ку на руках? Плеханов шевельнул бровями, кашлянул: — Если вас утомил мой рассказ... — Нет. Отнюдь не утомил. А з адум а лс я оттого, что вспомнилась жена, дочка... — Да?! — переспросил Плеханов смягченным голосом,— Подлин ­ ное искусство не может не вызвать ассоциаций! И они перешли к следующей картине... А когда осмотрели всю галерею, Плеханов спросил своего спутни­ ка об общем впечатлении. Богато! — отозвался Бабушкин .— Только очень уж много о бога- чах -бездельниках и очень мало о тех, кто трудится. Запомнилась ткачи ­ ха за кроснами д а еще картина испанца Веласкеса, на которой,— пом- ните? — задумчивая девушка что-то толчет в ступке, видать, готовится стряпать. — Веласкеса запомнили — приятно слышать!.. А много полотен о богатых оттого, что спрос порождает предложение. Таков общий эконо­ мический закон. Всякий общественный класс вкладывает в искусство свое особое содержание. Подлинным представителем идеи труда и р а з у ­ ма, как вы знаете, является рабочий класс, вот он-то и выдвинет новых художников, которые запечатлеют на своих полотнах радость созида

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2