Сибирские огни, 1977, №1
— Без всякого сомнения,— подбодрил Владимир Ильич.— Продол ж а т ь и заканчивать. Читая быстрее всех, он подвигал листы Плеханову, тот передавал их Засулич, от нее они попадали в руки непоседливого Мартова, топ тавшегося за спинкой своего стула. В начале рукописи Бабушкин упомянул о далекой деревне, со всех сторон окруженной лесами, где он жил до четырнадцати лет. Потом нужда привела его в город, и доля крестьянина-пахаря ока зал а с ь до конца непонятой и забытой, очевидно, на всю жизнь. Иное дело з авод ская, фабричная судьба мастерового—тут все для него понятно и зн ако мо, близко и родственно. Подростком он поступил в торпедную мастер скую Кронштадтского порта и «в течение трех лет зараба тыв ал по 20 копеек в день». Листки в то время еще не появлялись в мастерской, но в укромных уголках рабочие уже вели тайные разговоры о заговорах, подкопах и покушениях, упоминали казненных через повешение. Под росток еще многого не понимал, и у него возникали мучительные воп росы: за что казнили тех людей и чего они добивались? Оказалось — лучшей жизни для трудящихся. Взрослым человеком перебрался в Питер на Семянниковский з а вод. Там «не жил, а только работал, работал и работал; работал день, работал вечер и ночь и иногда дня по два не являлся на квартиру». Бабушкин тревожно перекидывал взгляд с одного читающего на другого: что скажут под конец? Не забракуют ли? Не дадут ли понять, что занялся не своим делом? У Плеханова шевельнулись широкие брови. Мартов подергал г а л стук. Ленин, качнув головой, продолжал читать: «Помню, одно время при экстренной работе пришлось проработать около 60 часов, делая перерывы только для приема пищи. До чего это могло доводить? Достаточно сказать, что, идя иногда с завода на квар тиру, я дорогой засыпал и просыпался от удара о фонарный столб. От кроешь глаза, и опять идешь, и опять засыпаешь, и видишь сон вроде того, что плывешь на лодке по Неве и ударяешься носом о берег, но ре альность сейчас же доказывает, что это не настоящий берег реки, а про стые перила у мостков». — Ужасно! — Засулич стукнула кулаком по столу.— Куда это ве дет? К вырождению? «Из этого ада поднялся человек!» — отметил для себя Плеханов, а вслух сказал : — У вас получается совсем неплохо. — Если пройтись редакторским пером...— добавил Мартов и что-то подчеркнул желтым ногтем. — Напрасно, Юлий! — возразил Ленин и потряс листами рукопи си.—Написано отлично! Главное — с деталями, с глубочайшим знанием жизни. В этом ценность вашего труда, Иван Васильевич.— Встал, до тронулся пальцем до пуговицы на его рубашке.— Это великолепно, что вы пишете с утра до вечера. Продолжайте с таким же огоньком, с т а кими же яркими подробностями о рабочей жизни. И побольше о кр уж ках, о листовках, которые вы сами писали и печатали.— Пожал руку.— В добрый час! На следующий день Плеханов пригласил Бабушкина в Национ аль ную галерею. Иван Васильевич, отложив рукопись, охотно пошел за ним,'— за короткое время жизни на З ападе он должен приобрести з н а ний елико возможно больше. Георгий Валентинович любил водить в музеи новичков, внимавших каждому его слову. А его эрудиции, его знаний в области истории ис
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2