Сибирские огни, 1977, №1
— Ужасно!.. Предел бесчеловечности! — Анна возвратила пись мо брату. — А вот здесь о пробужденной Сибири.— Владимир подал письмо из Читы.— С постройкой железной дороги рабочее движение разлилось по всему З абайк алью . Иначе и не могло быть. Все закономерно. Там, где в каторжных норах декабристы хранили гордое терпенье, звучат революционные песни, печатаются прокламации. На маевку рабочие вы шли с красным флагом. Читай. Если т акая волна докатилась д аж е до Сибири, значит, революция близка. Владимир встал и, как бы поджидая грозный гребень девятого вала, посмотрел на море, исполосованное волнами. Анна дочитала письмо. Адрес автора, как и следовало ожидать, предусмотрительно отрезан Надеждой, и ее рукой подчеркнута подпись— Социалист. Кто этот Социалист? Они, понятно, не могли предвидеть, что прой дет не т а к уж много времени и Владимир Ильич на Четвертом съезде партии встретится с ним, уроженцем Читы, организатором первого со циал-демократического кружка на Забайкальской железной дороге, а после пяти лет каторги и якутской ссылки этот Социалист, талантливый публицист, видный партийный и государственный деятель, будет изве стен всей стране под именем Емельяна Ярославского. — А вот и прокламация, присланная из Сибири.— Владимир взял со стола еще три листка.— С новой песней. Ты только послушай прокля тие царю-убийце: Но страшись, грозный царь, Мы не будем, как встарь, Безответно сносить свое горе; З а волною волной, подымаясь от сна, Люд рабочий бушует, как море. — К а к а я у тебя, Володя, сегодня богатая почта! — Пробежав г л а зами все три куплета, Анна вслух повторила две последние строчки: А на место вражды да суровой нужды Установим мы счастье и волю. — Хорошая песня! Очень хорошая! — ск а з ал а Анна. — Удачно,— согласился он.— Но не все.— Взял прокламацию из рук сестры,— Вот третий куплет: «Твой роскошный дворец мы разрушим вконец». Излишн ее приложение революционной ярости и энергии. Д в о р цы народу пригодятся. Прежде всего, для библиотек... — Д л я музеев. — Конечно, и для музеев. Будут у нас свои лувры и уффицы. Д а ж е богаче и краше. Д а и сами дворцы — архитектурное чудо, сотворенное народными умельцами . Р а з в е поднимется рука на красоту? Нет. Народ любит прекрасное. Помню, в Шушенском прялки с рисунками, деревян ные ведра и туески с резьбой... А с каким орнаментом там ткали ск а т ер ти! Н а кроснах для этого требовалось до двадцати четырех нитченок — большое искусство! А наскальные рисунки наших пращуров?! С тремле ние к красоте — в крови людей, в их душе с тех далеких пор, когда они только-только научились д ержать в руке каменный нож. Д а , глубоко ошибочные строчки.— Владимир указательным пальцем как бы подчерк нул строку.— Революция не столько разрушение старого, сколько со зид а ние нового. Вспомни «Интернационал» француза Потье, теперь уже переложенный на русский: «Весь мир насилья...» — Володенька, я уж е читала: «...мир насилья мы разрушим». — Д а , только мир насилья. А не дворцы. И «мы новый мир постро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2