Сибирские огни, 1977, №1
таит зкестокую иронию по отно шению к объекту осмеяния, генералу Трепову, ставшему, как и некоторые другие его «коллеги», «дежурной» фигу рой в сатирической литературе... В наше обозрение вошла лишь неболь шая часть сатирических стихотворений, отобранных из массы юморесок разного рода, наводнявших страницы сибирских журналов. Во многих из них определен ная часть материалов — это публикации на сугубо местные и бытовые темы. Встречается тут и легковесное обыва тельское чтиво, заурядное зубоскальство. Отчасти это, видимо, служило завесой, маскировкой для острых произведений; иногда их даже не сразу можно было заметить среди ярких, красочных ри сунков и карикатур, куплетов о «рога тых мужьях», о плохих тротуарах и т. д. В то же время подобная литературная продукция местных авторов в какой-то мере отражала состояние и уровень раз вития сибирской сатирической журна листики, разнородной по своим идейно художественным принципам. Очевидно, существование низкопробных куплегцев было в , свою очередь показателем и со ответствующих «вкусов» читательской публики. Тем дороже строки, воплотив шие подлинно революционные чувства народных масс в 1905—1907 гг. Большин ство сибирских сатирико-юмористиче ских журналов нельзя строго привязать к какому-то определенному, конкретно му партийному направлению. Б. И. Же ребцов все-таки взял на себя эту труд ную, почти непосильную задачу: «В пест рой груде сатирических журналов,— писал он,— различается несколько групп,— в зависимости от близости к той или иной из существовавших тогда партий. «Рабочий-юморист» (редакто- ром-издателем которого официально числилась Л. И. Симанина) был близок к социал-демократии, в «Оводе» (редак тор-издатель В. Талалаев) и «Ерше» (ре дактор-издатель М. С. Попов-Кларин) чувствуется явственный эсеровский ду шок, в «Осах» — кадетский». Оценивая другие журналы — «Фонарь» (редактор-издатель Ф. Филимонов), «Бу бенцы» (В. А. Долгоруков) и «Жало» (В. П. Ямпольский),— исследователь от ступает от принятого им же самим прин ципа в определении партийного лица издания и называет их «просто органа ми либеральствующего обывателя» Действительно, содержание каждого из перечисленных здесь журналов труд но «втиснуть» в рамки узкой партийной принадлежности. С оговорками можно согласиться с выводом, который касает ся журнала «Рабочий-юморист», ибо значительная часть помещенных в нем произведений отражает настроение про грессивных кругов общества, близких к социал-демократическому направле нию. Да, этот журнал был близок к это му направлению, но не стал и не смог стать до конца последовательным орга ном социал-демократии. И вот что лю бопытно. Если в отношении «Рабочего- юмориста» отсутствие твердой партий ности можно рассматривать как недостаток, то для других журналов, симпатизировавших буржуазно-демо кратическим направлениям, непоследо вательность становилась плюсом. Если условно принять, например, за журна лом «Осы» то партийное наименование, которое дал ему исследователь, тогда как же быть с произведениями, напеча танными в нем против кадетов, т. е. про тив самих себя? Что это — взрыв изнут ри? Или переоценка исходных позиций? Скорее всего, этот журнал никогда не был последовательно кадетским, а пото му и стало возможным появление в нем «антйкадетских» стихов, наподобие са тирического фельетона В. Курицына «Модное словечко». Б. И. Жеребцов склонен считать, что стихи такого рода показывали разочарование в политике кадетской партии даже в кругах, близ ких к ней. Что ж... И это соображение не безосновательно. Однако и ряд других произведений из этого журнала («Зме иногорскому Закомельскому», «Ворона и лисица», «Частушки», «Отчего сегодня, мама, не звонят колокола?») по остроте своей не уступает тем лучшим сатирам, что опубликованы в «Рабочем-юмори- сте» и на страницах его сибирских со братьев того времени. Названные здесь сатиры из журнала «Осы» защищают интересы бедного безземельного кресть янства, интересы революционной демо кратии. Аналогичная ситуация складывалась и в других журналах Сибири. И нет ничего удивительного в том, что в период бур жуазно-демократической революции, при участии в ней самых широких и самых разнообразных в политическом отношении кругов, сатирическая поэзия представляла собою явление разнород ное. А 'потому иногда трудно провести строгую политическую дифференциа цию при определении лица того или ино го журнала и целого ряда произве дений. Желание победить было настолько сильно, что на службу революции поэ ты-сатирики мобилизовывали все сред ства своего искусства, создавали новые виды сатирических произведений, при спосабливали к условиям времени дости жения своих предшественников, и это особенно наглядно видно в процессе анализа жанровых форм, принятых на вооружение поэтами бурной эпохи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2