Сибирские огни, 1977, №1
Сатиры такого рода приобретают обоб щающий политический характер, рас пространяя свою силу не только против конкретных представителей царской власти, но и против всей системы само державия, порождающей беззаконие и произвол. В сатире «20 октября» под спудно заложен призыв к отмщению, он как бы подкрепляется опубликованным в этом же номере журнала «Красный смех» похоронным маршем — «Памяти жертв 20 октября 1905 года»: Настанет пора, и проснется народ И к жизни, и мести воспрянет... Сибирские сатирики выявляли обще государственные пороки не только на местных материалах. Под обстрел попа дали крупные государственные деятели царской России, которые словно специ ально «заботились» о том, чтобы постав лять темы и сюжеты для сатирической прессы. Система управления страной настолько изжила себя, что даже, каза лось бы, субъективно честные намере ния некоторых государственных мужей казались дешевым фарсом, не говоря уж о прямых злоупотреблениях разного ро да, о тщетных попытках правдами и не правдами подлатать изношенные одеж ды, задержать ход истории ценою на родной крови. Сибирский журнал «Рабочий-юморист» (1906, № 1) поместил сатиру-эпиграмму «По поводу двух па лат в России»: Как на рубище заплаты. Вдруг явились две палаты, Торжествуй же. храбрый росс! Только вот один вопрос: Будет ли ума палата?.. Это, кажется, сверх штата. Во втором номере «Рабочий-юморист», находившийся под сильным социал-де мократическим влиянием, выступил с разоблачительной сатирой против Госу дарственной думы: на этот раз с эпи граммой, названной «Характеристика». Сатирик подверг ожесточенной критике неравное представительство партий, осмеял засилье кадетов. Созыв Думы расценивался прогрессивной обществен ностью как контрреволюционный ма невр царского правительства, рассчитан ный на раскол сил революции, на ее подавление: Дума, полная кадет, , Государственный совет, Где засядут наши лорды — Отставные держиморды,— Вот фундамент жизни русской... Завершится он кутузкой! Короткие эпиграммы-монострофы, по добные «Характеристике» или «По пово ду двух палат в России», нередки на страницах сибирских сатирических жур налов. В этом жанре литераторы края создали ряд оригинальных и интерес ных произведений. Главным образом, это портреты-шаржи крупных царских сановников. Принципы типизации в них, как и в шаржах живописцев, основаны на том, что характерные черты или де тали нарочито преувеличены и карика турно заострены. В целях создания са тирического образа, к примеру, автор «Сатиры на Гапона» («Ерш», 1906, № 2), построенной по образцу эпиграммы, подбирает черные, клеймящие краски в изображении народного врага в сане «священнослужителя»: Творил он долго чудеса И сам попал в восьмое чудо... Плевок он называл «роса» И кончил жизнь совсем он худо, Его рабочий назовет: «Гапон — изменник и Иуда!» В его могилу кол вобьет. Чтоб не случилось снова чуда. Среди сатирических произведений о попе Гапоне, написанных русскими са тириками в это же время и опублико ванных в центральной прессе, злая сибирская эпиграмма выгодно отличает ся прежде всего своим лаконизмом, ост рой язвительностью, а также вырази тельностью и простотой формы. Кроме того, личность этого врага революции оценивается поэтом с точки зрения ра бочей массы и на ее языке. Поэтому представляется большим упущением, что в 1969 г. составители сборника «Сти хотворная сатира первой русской рево люции (1905—1907)» не включили в него это произведение. Здесь сказывался, очевидно, недостаток в изучении област ных материалов столичными исследова телями. Среди сатир малого жанра следует отметить короткую эпиграмму-посвяще ние «Портартурцу» («Бич», 1906, № 3). В ней выражено сочувствие русскому солдату, участнику чуждой его интере сам милитаристской кампании, которая, по справедливому утверждению автора, лишь усугубила гнет и бедственное по ложение народа: Томился ты в плену,— Жена глодала корку. Окончили войну — Пришел... получишь порку! Представляет интерес монострофиче- ская сатира П. А. Казанского против Трепова «Эпитафия» («Ерш», 1906, № 14): Здесь Трепов погребен. Вреда он сделал много: «Патронов не жалел», свободу он губил: Но мы судить его не будем слишком строго — Свободе послужил и он, хотя немного: ...Он от себя страну освободил1. Эту сатиру шаржем не назовешь, она реалистически правдоподобна. Ее обли чительная сила — в своеобразном ис пользовании жанра кенотафии. Сибир ские стихотворцы, создавая сатириче ские портреты, писали, что называется, с натуры. Их произведения умножили и 1 Как известно, Трепову принадлежит приказ: «Холостых залпов не давать, пат ронов не жалеть». Умер в 1906 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2