Сибирские огни, 1977, №1

Сатиры такого рода приобретают обоб­ щающий политический характер, рас­ пространяя свою силу не только против конкретных представителей царской власти, но и против всей системы само­ державия, порождающей беззаконие и произвол. В сатире «20 октября» под­ спудно заложен призыв к отмщению, он как бы подкрепляется опубликованным в этом же номере журнала «Красный смех» похоронным маршем — «Памяти жертв 20 октября 1905 года»: Настанет пора, и проснется народ И к жизни, и мести воспрянет... Сибирские сатирики выявляли обще­ государственные пороки не только на местных материалах. Под обстрел попа­ дали крупные государственные деятели царской России, которые словно специ­ ально «заботились» о том, чтобы постав­ лять темы и сюжеты для сатирической прессы. Система управления страной настолько изжила себя, что даже, каза­ лось бы, субъективно честные намере­ ния некоторых государственных мужей казались дешевым фарсом, не говоря уж о прямых злоупотреблениях разного ро­ да, о тщетных попытках правдами и не­ правдами подлатать изношенные одеж­ ды, задержать ход истории ценою на­ родной крови. Сибирский журнал «Рабочий-юморист» (1906, № 1) поместил сатиру-эпиграмму «По поводу двух па­ лат в России»: Как на рубище заплаты. Вдруг явились две палаты, Торжествуй же. храбрый росс! Только вот один вопрос: Будет ли ума палата?.. Это, кажется, сверх штата. Во втором номере «Рабочий-юморист», находившийся под сильным социал-де­ мократическим влиянием, выступил с разоблачительной сатирой против Госу­ дарственной думы: на этот раз с эпи­ граммой, названной «Характеристика». Сатирик подверг ожесточенной критике неравное представительство партий, осмеял засилье кадетов. Созыв Думы расценивался прогрессивной обществен­ ностью как контрреволюционный ма­ невр царского правительства, рассчитан­ ный на раскол сил революции, на ее подавление: Дума, полная кадет, , Государственный совет, Где засядут наши лорды — Отставные держиморды,— Вот фундамент жизни русской... Завершится он кутузкой! Короткие эпиграммы-монострофы, по­ добные «Характеристике» или «По пово­ ду двух палат в России», нередки на страницах сибирских сатирических жур­ налов. В этом жанре литераторы края создали ряд оригинальных и интерес­ ных произведений. Главным образом, это портреты-шаржи крупных царских сановников. Принципы типизации в них, как и в шаржах живописцев, основаны на том, что характерные черты или де­ тали нарочито преувеличены и карика­ турно заострены. В целях создания са­ тирического образа, к примеру, автор «Сатиры на Гапона» («Ерш», 1906, № 2), построенной по образцу эпиграммы, подбирает черные, клеймящие краски в изображении народного врага в сане «священнослужителя»: Творил он долго чудеса И сам попал в восьмое чудо... Плевок он называл «роса» И кончил жизнь совсем он худо, Его рабочий назовет: «Гапон — изменник и Иуда!» В его могилу кол вобьет. Чтоб не случилось снова чуда. Среди сатирических произведений о попе Гапоне, написанных русскими са­ тириками в это же время и опублико­ ванных в центральной прессе, злая сибирская эпиграмма выгодно отличает­ ся прежде всего своим лаконизмом, ост­ рой язвительностью, а также вырази­ тельностью и простотой формы. Кроме того, личность этого врага революции оценивается поэтом с точки зрения ра­ бочей массы и на ее языке. Поэтому представляется большим упущением, что в 1969 г. составители сборника «Сти­ хотворная сатира первой русской рево­ люции (1905—1907)» не включили в него это произведение. Здесь сказывался, очевидно, недостаток в изучении област­ ных материалов столичными исследова­ телями. Среди сатир малого жанра следует отметить короткую эпиграмму-посвяще­ ние «Портартурцу» («Бич», 1906, № 3). В ней выражено сочувствие русскому солдату, участнику чуждой его интере­ сам милитаристской кампании, которая, по справедливому утверждению автора, лишь усугубила гнет и бедственное по­ ложение народа: Томился ты в плену,— Жена глодала корку. Окончили войну — Пришел... получишь порку! Представляет интерес монострофиче- ская сатира П. А. Казанского против Трепова «Эпитафия» («Ерш», 1906, № 14): Здесь Трепов погребен. Вреда он сделал много: «Патронов не жалел», свободу он губил: Но мы судить его не будем слишком строго — Свободе послужил и он, хотя немного: ...Он от себя страну освободил1. Эту сатиру шаржем не назовешь, она реалистически правдоподобна. Ее обли­ чительная сила — в своеобразном ис­ пользовании жанра кенотафии. Сибир­ ские стихотворцы, создавая сатириче­ ские портреты, писали, что называется, с натуры. Их произведения умножили и 1 Как известно, Трепову принадлежит приказ: «Холостых залпов не давать, пат­ ронов не жалеть». Умер в 1906 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2