Сибирские огни, 1977, №1
Раз мужику зачем-то кто-то дал свободу,— На печку теплую мужик забрался, Уснуть совсем было собрался, Да призадумался: что, дескать, за свобода? На ту беду урядник здесь случился... Автологический стиль, присущий ба сенному жанру, выступает здесь с пер возданной непосредственностью. Поли тическая конкретность, привязанность к определенному общественному явле нию придавали басне из сибирского журнала злободневность, острый агита ционный характер. Опыт в переосмы слении старого жанра не пропал бесслед но. Обобщенность и возможность отвле ченного толкования образов, присущие классическим образам, заменяются точ ным адресом объекта сатиры. В этом и сила, и слабость произведений, утратив ших со временем свою актуальность. Но тогда, становясь в один ряд с пам флетом и политическим фельетоном, басня била прямо в цель, не допуская никаких переадресований. Так, в том ском «Ерше» б басне «Ворона» (1906, № 1) прямо сказано, что речь идет об «октябристах». И хотя в ней есть и оли цетворение, и развернутое сравнение (характерная «фигура» для многих клас сических басен), автор открыто, не за вуалированно, показывает антинародную сущность не какой-то партии вообще, а именно «октябристов». Басенный об раз вороны, рядящейся в чужие перья, служит здесь для того, чтобы унизить и разоблачить вполне конкретного врага: Примером взять хоть наших октябристов... Кричат: порядок и свобода! Вглядитесь: не воронья ль то порода Из лагеря капиталистов? Демьян Бедный в дальнейшем «узако нил» ценные находки ближайших пред шественников именно в своей басне, оригинальной и по форме, и по содержа нию. Все же надо отметить, что в период Первой русской революции басня не стала определяющим жанром, ее вы теснил политический памфлет, заняв ший ведущее место в сатирической по эзии тех лет. На страницах сибирских сатирических журналов встречаются произведения, которые условно можно было бы на звать «переходными», потому что, при наличии слабо выраженных, как бы реликтовых элементов басни, в них пре обладают все-таки жанровые признаки памфлета. Такого рода произведение по мещено, например, в восьмом номере томского журнала «Ерш» за 1906 г. Это политическая карикатура, названная «Два ворона». От памфлета идет здесь прямое обличение вполне определенных «высокопоставленных» особ, прослыв ших в Сибири кровавыми палачами; вместе с тем они довольно выразительно изображены в образе двух стервятников: Генерал Закомельский летит. Генерал Ренненкампфу кричит; — Генерал, где бы нам пообедать. Где бы нам теплой.крови отведать? Ренненкампф генералу в ответ: — По дороге Сибирской нам будет обед. Грудой трупов лежат там убитые. Теплой кровью крамольной политые. Образ, который в басне был бы алле горией, олицетворением, в этом произ ведении становится метафорой. Памфле тист смело освобождает читателя от не обходимости разгадывать олицетворение, обещанное заглавием — «Два ворона». С первой же строки ясно, о ком идет речь, и все настолько обнажено, что на званы фамилии царских генералов, не посредственных виновников обличаемых злодеяний. Революционное гражданское мужество сатирика и редакции журнала, опубликовавшей памфлет, проявилось в том, что это произведение было обнаро довано в тот самый период, когда в Си бири свирепствовали карательные экспе диции Меллер-Закомельского и Реннен- кампфа. Тогда же журнал «Осы» (Томск) поместил злую эпиграмму на управля ющего Змеиногорским уездом на Алтае Недельского; он назван в этой сатире «Змеиногорским Закомельским»; имя последнего, как видно из этой эпиграм мы, стало уже нарицательным. В произведениях томских литераторов не поздоровилось и своим городским управителям, в первую очередь, за чер носотенные погромы в единственном университетском городе Сибири. В са тире, опубликованной под псевдонимом «Гейне из Томска», в качестве заголовка поставлена дата — «20 октября». В этот кровавый день 1905 г, озверелые погром щики заживо сожгли в управлении Си бирской железной дороги служащих, пришедших за получкой, а в театре — участников митинга. Сатира написана против покровителей и подстрекателей разгула черносотенцев: губернатора Азанчевского-Азанчеева и полицмейсте ра Никольского. Томский журнал «Красный смех» в «Плаче о губернаторе» (1906, № 1) выра зил свое недвусмысленное отношение к жестокому зверству разнузданных пала чей и их предводителю. Темой для этой ядовитой сатиры послужил тот факт, что власти, боясь справедливой распра вы над их ставленником, вынуждены были отстранить Азанчеева от губерна торства, но он не понес заслуженной кары, а был отозван в Петербург. Эта сатира, перекликается с поэмой И. Тача- лова «Егорка», напоминает ее по методу обличения черносотенцев: сатирик в ко мических монологах-откровениях пока зывает и нутро тех подонков, которые стали надеждою властей, и непригляд ные способы вовлечения в дикие погро мы отсталых горожан: Плачет мастер наш проворный Очищать чужой карман, Представитель сотни черной — Здоровенный хулиган: «Что ж ты бросил нас без толку. Угости-ка монополкой (водкой.— Е. К.), Как когда-то угощал. Дай дубину мне, как прежде. И весь город на три дня... Ах, кормилец, я в надежде: Не забудешь ты меня!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2