Сибирские огни, 1977, №1

мере журнала «Рабочий-юморист» (1906). В нем воспеваются положительные идеа­ лы революции и с помощью выразитель­ ной иронии и антитезы осмеиваются ретроградные представления о русском народе: Был солдатом он запасным, На войну шел — патриот; Воротился ярко-красным: Вот какой переворот!.. Каждая из четырех строф стихотворения посвящена одному из представителей народа (солдату, матросу, крестьянину, рабочему). И с каждым героем происхо­ дят «неожиданные метаморфозы». Автор показывает крах тщетных упований на «ура-патриотические» чувства солдат и рабочих, «смирение и покорность» кре­ стьян, их «любовь к царю-батюшке». В первых двух номерах того же жур­ нала «Рабочий-юморист» за подписью «Якобинец» опубликовано сатирическое произведение в стихах «Отчего беспо­ коился его степенство купец Надулин» (1906). Это — новелла в трех частях, правдиво повествующая о характерных для Первой русской революции событи­ ях на фабриках и заводах. Ее компози­ ция подчинена логике развития истори­ ческих событий. В первой главе через восприятие купца Надулина, хозяина предприятия, показано нарастание рево­ люционных событий на фабрике. Автор высмеивает рьяных защитников трона, блюстителей старых порядков, в то же время с открытым сочувствием й горя­ чей симпатией описывает пробуждение рабочих к борьбе за свои права, их стремление по-новому устроить свою жизнь, свой быт. Обе это контрастные темы раскрыты в обратной зависимости друг от друга: чем сильнее торжество рабочих, чем больше их демократиче­ ские завоевания, тем яростнее злоба врага, вылившаяся в саморазоблачаю- щем монологе купца Надулина. Вторая, кульминационная глава по­ вествует о победе рабочих. Традиционно для рабочей поэзии воспроизводится сцена сЬбрания-митинга: развевается красный флаг, звучит речь оратора, гря­ нула революционная песня... Авторская речь здесь взволнованна, ораторски при­ поднята. Но вслед за этой романтиче­ ской, приподнятой зарисовкой, разверну­ той всего лишь на одной страничке, подается печальный финал действия в заключительной части поэмы. Снова появляется купец Надулин, только те­ перь он самодовольно и умиротворенно радуется воцарению прежних порядков. И по форме, и по содержанию харак­ терными для того времени были сати­ рические куплеты, появившиеся в 1905— 1906 гг. под названием «Чепуха». Можно •себе представить, какое сильное впечат­ ление произвели они на современников, если учесть, что под этим вызывающим заголовком публиковались злободневные сатиры, остроумно осмеивающие полити­ ческое устройство и жизнь России. Две сатиры «Чепухи» Саши Черного появи­ лись в столичных журналах «Зритель» и «Маски». На сцене одного из петер­ бургских театров в 1905 г. прошли 44 сатирических представления в форме «политического обозрения», куплеты В. П. Валентинова «Дни свободы», опу­ бликованные на следующий год в сто­ личном журнале «Мой пулемет». Чита­ тели сибирского журнала «Бубенцы» не могли не обратить внимания также на смелое сатирическое стихотворение «Че­ пуха», напечатанное в 28-м номере за 1906 г. под псевдонимом Миша Буф. Популярность подобных куплетов объ­ ясняется еще и тем, что для них была найдена удачная стихотворная форма, умело Использован один из основных приемов традиционной народной сатиры, который чаще всего встречался в жан­ ре так называемых «небылиц». Эффект комического в них достигается тем, что привычные представления о том или ином предмете опрокидываются, он пред­ стает в несвойственной ему роли, на­ деляется необычными качествами и т. п. Высмеивая мнимую «свободу», якобы предоставленную народу царским ма­ нифестом, сибирский сатирик не прибе­ гает к иносказаниям, намекам или не­ домолвкам; все затеи властей и враж­ дебных, антинародных партий, их пропаганда прямо и недвусмысленно объявляются чепухой: Говорят, что на Руси Дали всем свободу, И поэтому теперь Жить легко народу. Чепуха! Чепуха! Это просто шутки, Либо злые языки Распускают утки... Говорят, что октябрист Лучший друг народный И что каждый гражданин Ныне стал свободный. Чепуха! Чепуха!..' В середине первого десятилетия XX в. сатирики иногда прибегали к жанру басни, вообще-то утратившей к тому времени свое былое значение. Интерес к старому, испытанному поэтическому оружию возник теперь на новых идейно­ художественных основах. Вот, к приме­ ру, басня «Ворона и лисица», опублико­ ванная в сибирском сатирическом жур­ нале «Осы» ' (1906, № 14). По форме — это переделка известного произведения И. А. Крылова. Однако, в отличие от классического образца, автор журнала «Осы» идет обратным путем, «дешифруя» крылов­ ские образы. Оба персонажа выступают в л и ц а х , в их характерах подразуме­ ваются черты персонифицируемых в басне Крылова животных — это урядник с повадками хитрой и коварной лисы, рьяный враг «красной крамолы», и тем­ ный русский мужик, «проворонивший» свободу из-за политической неграмотно­ сти и гражданской инертности: 1 Революционная поэзия в Сибири. Новск сибирск, 1960, стр. 56—57,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2