Сибирские огни, 1977, №1
мере журнала «Рабочий-юморист» (1906). В нем воспеваются положительные идеа лы революции и с помощью выразитель ной иронии и антитезы осмеиваются ретроградные представления о русском народе: Был солдатом он запасным, На войну шел — патриот; Воротился ярко-красным: Вот какой переворот!.. Каждая из четырех строф стихотворения посвящена одному из представителей народа (солдату, матросу, крестьянину, рабочему). И с каждым героем происхо дят «неожиданные метаморфозы». Автор показывает крах тщетных упований на «ура-патриотические» чувства солдат и рабочих, «смирение и покорность» кре стьян, их «любовь к царю-батюшке». В первых двух номерах того же жур нала «Рабочий-юморист» за подписью «Якобинец» опубликовано сатирическое произведение в стихах «Отчего беспо коился его степенство купец Надулин» (1906). Это — новелла в трех частях, правдиво повествующая о характерных для Первой русской революции событи ях на фабриках и заводах. Ее компози ция подчинена логике развития истори ческих событий. В первой главе через восприятие купца Надулина, хозяина предприятия, показано нарастание рево люционных событий на фабрике. Автор высмеивает рьяных защитников трона, блюстителей старых порядков, в то же время с открытым сочувствием й горя чей симпатией описывает пробуждение рабочих к борьбе за свои права, их стремление по-новому устроить свою жизнь, свой быт. Обе это контрастные темы раскрыты в обратной зависимости друг от друга: чем сильнее торжество рабочих, чем больше их демократиче ские завоевания, тем яростнее злоба врага, вылившаяся в саморазоблачаю- щем монологе купца Надулина. Вторая, кульминационная глава по вествует о победе рабочих. Традиционно для рабочей поэзии воспроизводится сцена сЬбрания-митинга: развевается красный флаг, звучит речь оратора, гря нула революционная песня... Авторская речь здесь взволнованна, ораторски при поднята. Но вслед за этой романтиче ской, приподнятой зарисовкой, разверну той всего лишь на одной страничке, подается печальный финал действия в заключительной части поэмы. Снова появляется купец Надулин, только те перь он самодовольно и умиротворенно радуется воцарению прежних порядков. И по форме, и по содержанию харак терными для того времени были сати рические куплеты, появившиеся в 1905— 1906 гг. под названием «Чепуха». Можно •себе представить, какое сильное впечат ление произвели они на современников, если учесть, что под этим вызывающим заголовком публиковались злободневные сатиры, остроумно осмеивающие полити ческое устройство и жизнь России. Две сатиры «Чепухи» Саши Черного появи лись в столичных журналах «Зритель» и «Маски». На сцене одного из петер бургских театров в 1905 г. прошли 44 сатирических представления в форме «политического обозрения», куплеты В. П. Валентинова «Дни свободы», опу бликованные на следующий год в сто личном журнале «Мой пулемет». Чита тели сибирского журнала «Бубенцы» не могли не обратить внимания также на смелое сатирическое стихотворение «Че пуха», напечатанное в 28-м номере за 1906 г. под псевдонимом Миша Буф. Популярность подобных куплетов объ ясняется еще и тем, что для них была найдена удачная стихотворная форма, умело Использован один из основных приемов традиционной народной сатиры, который чаще всего встречался в жан ре так называемых «небылиц». Эффект комического в них достигается тем, что привычные представления о том или ином предмете опрокидываются, он пред стает в несвойственной ему роли, на деляется необычными качествами и т. п. Высмеивая мнимую «свободу», якобы предоставленную народу царским ма нифестом, сибирский сатирик не прибе гает к иносказаниям, намекам или не домолвкам; все затеи властей и враж дебных, антинародных партий, их пропаганда прямо и недвусмысленно объявляются чепухой: Говорят, что на Руси Дали всем свободу, И поэтому теперь Жить легко народу. Чепуха! Чепуха! Это просто шутки, Либо злые языки Распускают утки... Говорят, что октябрист Лучший друг народный И что каждый гражданин Ныне стал свободный. Чепуха! Чепуха!..' В середине первого десятилетия XX в. сатирики иногда прибегали к жанру басни, вообще-то утратившей к тому времени свое былое значение. Интерес к старому, испытанному поэтическому оружию возник теперь на новых идейно художественных основах. Вот, к приме ру, басня «Ворона и лисица», опублико ванная в сибирском сатирическом жур нале «Осы» ' (1906, № 14). По форме — это переделка известного произведения И. А. Крылова. Однако, в отличие от классического образца, автор журнала «Осы» идет обратным путем, «дешифруя» крылов ские образы. Оба персонажа выступают в л и ц а х , в их характерах подразуме ваются черты персонифицируемых в басне Крылова животных — это урядник с повадками хитрой и коварной лисы, рьяный враг «красной крамолы», и тем ный русский мужик, «проворонивший» свободу из-за политической неграмотно сти и гражданской инертности: 1 Революционная поэзия в Сибири. Новск сибирск, 1960, стр. 56—57,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2