Сибирские огни, 1977, №1
то самое «привычное дело», которое вследствие его обыденности, каждоднев ное™ уже не кажется беззаконием. И, как видим, к этой практике привык ли и «наверху», чему свидетельство пе чальный финал повести; снимают с работы не руководителей строительства, не тех, кто сдал объект с недоделками, а того, кто радеет за интерсы государст ва, кто борется с очковтирательством, с этим «обыденным», почти узаконен ным злом. Зло же в данном случае тем более опасно, что исходит оно от коллектива. Ибо творят все эти безобразия не от дельные люди, даже не «некоторая часть», а именно весь коллектив, демон стрирующий завидную сплоченность и монолитность, когда дело касается пре словутой чести мундира, когда нужно спрятать концы в воду, замести следы. И вот здесь, мне кажется, повесть Г. Немченко смело вскрывает одно из са мых глубоких противоречий, затрагивает один из самых серьезных конфликтов современности... Мы как-то привыкли думать, что коллектив—это сила, что кол лективный разум, коллективная воля превыше всего и что действия коллекти ва не подлежат осуждению. Г. Немченко, как видим, дает нам повод весьма усом ниться в этом, казалось бы, бесспорном положении. Писатель показывает, что коллективизм может порой привести к обезличиванию. Столкновение л и ч н о й о т в е т с т в е н н о с т и с к о л л е к т и в н о й б е з о т в е т с т в е н н о с т ь ю — вот так еще можно определить главный конфликт повести «Скры тая работа», конфликт, прямо скажем, мало разработанный в нашей современ ной прозе. Причем Г. Немченко придает этому конфликту драматическое звуча ние, предельно заостряет его. Травуш- кин один выступает против целого кол лектива, и потому он заранее обречен, терпит поражение. Коллектив в стычке с куратором оказался сильнее, проде монстрировал свою мощь и сплочен ность. Но из финала повести видно, что это пиррова победа, потому что в стане , победителей появились колеблющиеся, кое-кто начал сомневаться: а правильно ли поступило руководство, отстранив Травушкина от работы? Особенно креп ко вся эта история заставляет задумать ся главного оппонента Травушкина— Эдика Агафонова. Когда Травушкина уволили «по собст венному», «Эдик сперва ничего не по нял, потом хватился, поехал в заводоуп равление, пошел к своему управляюще му, в райком, и везде ему жали руку и говорили — это, конечно, похвально, что он хочет выручить старика, но ничего не поделаешь — и доброта, и уважение к старшим должны иметь разумный пре дел». Разумеется, это уже неплохо, что са мый убежденный очковтиратель и глав ный «спец» по «спихотехнике» начал прозревать. Только не слишком ли до рого обходится такое прозрение? Как видим, повесть Г. Немченко, напи санная накануне XXV съезда КПСС, сумела убедительно показать, что воп рос качества есть вопрос не только про изводственно-технический, но и нравст венно-этический. И борьба за качество— это не только рационализаторская и изобретательская работа, не только со вершенствование форм и методов руко водства, но и та громадная «скрытая ра бота», которая, по словам главного героя повести, происходит в душе каждого ра бочего человека, все боЛее осознающего свою личную ответственность за обще государственные дела... Наверное, об этом будет еще немало написано, по явятся и новые романы, и повести, и пьесы. Но мы всегда будем помнить не большую повесть Г. Немченко, где, по жалуй, впервые с такой остротой и пря мотой были поставлены проблемы, знаменующие собой очередной этап научно-технической революции. В четырех повестях, рассмотренных нами, есть, как видим, немало точек со прикосновения. Их роднит и нацелен ность на самые «больные» проблемы ве ка НТР, и стремление сказать свое сло во в споре о деловом, государственном человеке наших дней, и обращение к непростым жизненным ситуациям... Од нако в заключение хотелось бы обра тить внимание еще на одну «родствен ную черту» этих произведений, связан ную с творческой судьбой их авторов. Повести эти принадлежат писателям, которые делают самый ответственный, самый трудный для каждого пишущего «второй шаг» в литературе. В свое вре мя все они дебютировали: одни, как Г. Немченко, на редкость удачно, дру гие — скромнее... И все они с годами встали перед необходимостью сделать новый рывок в своем творчестве, выйти на новые рубежи. И отрадно, что наши авторы сделали этот шаг, во-первых, почти одновременно, а во-вторых, в од ном «направлении» — обратившись* к са мым горячим, самым насущным пробле мам современности. И в этом смысле они тоже проявили себя вполне «госу дарственными людьми». Пример поучи тельный, подтверждающий пусть ба нальную, но никогда не стареющую ис тину: творческий рост художника слова определяется его близостью к сегодняш ней действительности, его заинтересо ванностью теми вопросами, которые ставит сама жизнь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2