Сибирские огни, 1977, №1

«Скрытая работа» и ее плоды Слова, взятые в кавычки, не просто производственный термин; это и назва­ ние новой повести Гария Немченко «Скрытая работа»— повести, которая, на наш взгляд, вносит еще один существен­ ный штрих в вопрос о различных под­ ходах к государственным задачам. Если у Е. Городецкого этот вопрос решается в чисто моральном плане, через столкно­ вение честности и беспринципности, шкурничества и бескорыстия, если А. Черноусое еще раз напоминает, что для истинно государственного человека не может быть дел «несвоих», «непри­ вычных», а И. Корнилов убедительно показывает, что в условиях социализма нельзя выполнять государственные задания любой ценой, не считаясь с требованиями социалистического обще­ жития, то Г. Немченко проблему государ­ ственности решает через конфликт ино­ го рода. Хотя в общем-то конфликт, по­ ложенный в основу его повести, тоже хорошо всем знаком. Вспомним хотя бы, сколько понаписано статей и фельето­ нов о том, что недопустимо гнать план в ущерб качеству, выпускать продукцию с браком, сдавать объекты с недоделками и проч. и проч... Однако практика нару­ шения и обхода существующих на сей ' счет инструкций и предписаний стала кое-где делом обычным. Сложилось да­ же мнение, что-де сие есть неизбежные издержки наших бурных темпов, наших высоких показателей. Вот, к примеру, как рассуждает один из героев повести Г. Немченко — прораб Эдик Агафонов: «Засыпал... землей — и все заботы. Лишь бы прочность с за­ пасцем. А все остальное уйдет, так ска­ зать, в глубь веков. Недаром же: скры­ тая работа. Закрыли, и все дела,— тер­ мин прав. Иногда так подумаешь: мы с вами, предположим, еще будем знать, что один из сотни фундаментов у нас с трещинкой... Но будет ли до этого дело кому-либо через год или через два? Есть тут одна такая составляющая: смо­ тря с каких позиций к этому всему по­ дойти!» Последняя фраза этого пространного монолога вполне справедлива: действи­ тельно, смотря с каких позиций тут подходить. Столкновение двух различных точек зрения на главные задачи коммунисти­ ческого строительства и составляет кон­ фликт повести. А раскрывается этот конфликт через простую, обыденную историю, случившуюся на одной из крупных сибирских новостроек. Был на этой стройке некто Травуш- кин. Куратор. «Фамилия у человека ласковая, хоть за пазуху сажай с такой фамилией, да и вид у него, надо сказать, довольно благообразный. Особенно, ког­ да он в духе и начнет о чем-либо таком толковать да разойдется... Тут он тебе и горбиться перестанет, и узенькую бо­ родку клинышком, которой то и дело потряхивает, приподнимет чуть ли не выше длинного носа, и голос у него за­ звучит по-особому». Однако при всем своем внешнем «бла­ гообразии» Травушкин был беспощад­ ным ревизором, грозой всех ген- и суб­ подрядчиков. Ни одну трещинку, ни од­ ну щербинку невозможно было утаить от этого всевидящего, дотошного стари­ кашки. Г. Немченко начинает повествование неторопливо, издалека, с какой-то даже раскачкой, и по первым страницам созда­ ется впечатление, что перед нами этакая милая, не лишенная юмора повестушеч- ка о проказниках-строителях и строгом кураторе, о всяческих недоразумениях, возникающих между этими «заинтере­ сованными сторонами». Вот хотя бы та­ кой случай: «идут вдоль ряда несколько человек, впереди — Травушкин, который сгорбился так, будто ему тяжело нести на спине костлявые свои руки, за ним бетонщики. Бригадир Толик Безотказ­ ный и прораб Эдик Агафонов да двое рабочих. Фундаменты стоят один к од­ ному, загляденье, кто понимает, опыт­ ному глазу и по верхушкам видать, что и ниже нуля, под землей, они тоже вылизаны будь-будь, как говорится. Но где-то посредине ряда Травушкин как будто споткнулся, потоптался потом на одном месте, потоптался и говорит То­ лику: придется откапывать! — Это поче­ му?— А потому, отвечает Травушкин, что у него в основании нету почти полбока. ...Откопали быстренько, и что же вы думали: все так! Когда отодрали с одно­ го бока опалубку, раковина оказалась, и в самом деле, довольно внушительная». Таких забавных случаев в повести не­ мало;.. Но чем дальше идет повествова­ ние, тем все больше отдельные стычки и недоразумения, возникающие между куратором и строителями, приобретают характер острого конфликта, за кото­ рым встают серьезные жизненные про­ блемы и противоречия. Повесть Г. Немченко строится по хо­ рошо известному в литературе принци­ пу, когда, с одной стороны, выступает чудак, человек не от мира сего, а с дру­ гой— целый коллектив «нормальных», здравомыслящих людей. Этот прием удачно был использован, например, Б. Васильевым в романе «Не стреляйте в белых лебедей», где «один» Егор По- лушкин выступает, по сути дела, против «всех» жителей леспромхозовского по­ селка. Кстати, ситуация повести Г. Нем­ ченко во многом напоминает основную сюжетную коллизию романа Б. Василь­ ева. Герой «скрытой работы», как и Егор Полушкин, тоже выглядит «чудиком» в . глазах окружающих, человеком, кото­ рый не умеет жить «по уму», ладить с другими.^. Правда, здесь нет открытой вражды, нет никаких трагических про­ исшествий, никаких преступных акций,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2