Сибирские огни, 1977, №1
«Скрытая работа» и ее плоды Слова, взятые в кавычки, не просто производственный термин; это и назва ние новой повести Гария Немченко «Скрытая работа»— повести, которая, на наш взгляд, вносит еще один существен ный штрих в вопрос о различных под ходах к государственным задачам. Если у Е. Городецкого этот вопрос решается в чисто моральном плане, через столкно вение честности и беспринципности, шкурничества и бескорыстия, если А. Черноусое еще раз напоминает, что для истинно государственного человека не может быть дел «несвоих», «непри вычных», а И. Корнилов убедительно показывает, что в условиях социализма нельзя выполнять государственные задания любой ценой, не считаясь с требованиями социалистического обще жития, то Г. Немченко проблему государ ственности решает через конфликт ино го рода. Хотя в общем-то конфликт, по ложенный в основу его повести, тоже хорошо всем знаком. Вспомним хотя бы, сколько понаписано статей и фельето нов о том, что недопустимо гнать план в ущерб качеству, выпускать продукцию с браком, сдавать объекты с недоделками и проч. и проч... Однако практика нару шения и обхода существующих на сей ' счет инструкций и предписаний стала кое-где делом обычным. Сложилось да же мнение, что-де сие есть неизбежные издержки наших бурных темпов, наших высоких показателей. Вот, к примеру, как рассуждает один из героев повести Г. Немченко — прораб Эдик Агафонов: «Засыпал... землей — и все заботы. Лишь бы прочность с за пасцем. А все остальное уйдет, так ска зать, в глубь веков. Недаром же: скры тая работа. Закрыли, и все дела,— тер мин прав. Иногда так подумаешь: мы с вами, предположим, еще будем знать, что один из сотни фундаментов у нас с трещинкой... Но будет ли до этого дело кому-либо через год или через два? Есть тут одна такая составляющая: смо тря с каких позиций к этому всему по дойти!» Последняя фраза этого пространного монолога вполне справедлива: действи тельно, смотря с каких позиций тут подходить. Столкновение двух различных точек зрения на главные задачи коммунисти ческого строительства и составляет кон фликт повести. А раскрывается этот конфликт через простую, обыденную историю, случившуюся на одной из крупных сибирских новостроек. Был на этой стройке некто Травуш- кин. Куратор. «Фамилия у человека ласковая, хоть за пазуху сажай с такой фамилией, да и вид у него, надо сказать, довольно благообразный. Особенно, ког да он в духе и начнет о чем-либо таком толковать да разойдется... Тут он тебе и горбиться перестанет, и узенькую бо родку клинышком, которой то и дело потряхивает, приподнимет чуть ли не выше длинного носа, и голос у него за звучит по-особому». Однако при всем своем внешнем «бла гообразии» Травушкин был беспощад ным ревизором, грозой всех ген- и суб подрядчиков. Ни одну трещинку, ни од ну щербинку невозможно было утаить от этого всевидящего, дотошного стари кашки. Г. Немченко начинает повествование неторопливо, издалека, с какой-то даже раскачкой, и по первым страницам созда ется впечатление, что перед нами этакая милая, не лишенная юмора повестушеч- ка о проказниках-строителях и строгом кураторе, о всяческих недоразумениях, возникающих между этими «заинтере сованными сторонами». Вот хотя бы та кой случай: «идут вдоль ряда несколько человек, впереди — Травушкин, который сгорбился так, будто ему тяжело нести на спине костлявые свои руки, за ним бетонщики. Бригадир Толик Безотказ ный и прораб Эдик Агафонов да двое рабочих. Фундаменты стоят один к од ному, загляденье, кто понимает, опыт ному глазу и по верхушкам видать, что и ниже нуля, под землей, они тоже вылизаны будь-будь, как говорится. Но где-то посредине ряда Травушкин как будто споткнулся, потоптался потом на одном месте, потоптался и говорит То лику: придется откапывать! — Это поче му?— А потому, отвечает Травушкин, что у него в основании нету почти полбока. ...Откопали быстренько, и что же вы думали: все так! Когда отодрали с одно го бока опалубку, раковина оказалась, и в самом деле, довольно внушительная». Таких забавных случаев в повести не мало;.. Но чем дальше идет повествова ние, тем все больше отдельные стычки и недоразумения, возникающие между куратором и строителями, приобретают характер острого конфликта, за кото рым встают серьезные жизненные про блемы и противоречия. Повесть Г. Немченко строится по хо рошо известному в литературе принци пу, когда, с одной стороны, выступает чудак, человек не от мира сего, а с дру гой— целый коллектив «нормальных», здравомыслящих людей. Этот прием удачно был использован, например, Б. Васильевым в романе «Не стреляйте в белых лебедей», где «один» Егор По- лушкин выступает, по сути дела, против «всех» жителей леспромхозовского по селка. Кстати, ситуация повести Г. Нем ченко во многом напоминает основную сюжетную коллизию романа Б. Василь ева. Герой «скрытой работы», как и Егор Полушкин, тоже выглядит «чудиком» в . глазах окружающих, человеком, кото рый не умеет жить «по уму», ладить с другими.^. Правда, здесь нет открытой вражды, нет никаких трагических про исшествий, никаких преступных акций,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2