Сибирские огни, 1977, №1
ловеку 70-х годов. В. Перцовский это во лей-неволей делает, когда пишет: «...в романе О. Куваева есть нечто, сущест венно отличающее его от произведений его предшественников. Трудовой энтузи азм чаще всего воплощался у нас художественно в форме самозабвения, полного растворения человека в деле. Ска жем, Маргулиес в романе Катаева «Вре мя, вперед!» в своем стремлении опре делить, «сжать» время забывает не только о своих бытовых нуждах, о еде и т. п.; он вообще теряет чувство своей «особой» судьбы, «особого» вклада, «осо бой» заслуги перед обществом». У героев же Куваева, которые в пред ставлении В. Перцовского и есть истин ные'герои нашего времени, нет такой самозабвенной отдачи делу, поскольку дело, работа для них — «скорее средство познания себя», поскольку для них главным является не конечная цель, а «сам процесс творчества». Для подтвер ждения этого тезиса В. Перцовский при водит слова Маркса о развитии «челове- ских сил как таковых, безотносительно к какому-либо з а р а н е е у с т а н о в л е н н о м у м а с ш т а б у » . Однако, как мне показалось, критик приспосаблива ет эту цитату, к своим суждениям, про извольно толкует её, делая в конечном итоге такой вывод: «Движение важнее любой достигнутой цели, жизнь важнее смысла, вкладываемого в нее». Иными словами: движение — все, конечная цель —Ничто. Хотя тут, по-моему, ясно, что слова Маркса имеют несколько другой оттенок. Маркс говорит т о л ь к о о развитии творческих сил человека безотносительно к конечной цели, т. е. о таком процессе, который действитель но не имеет пределов, находится вне всяких масштабов. К тому же неисчер паемы не только творческие способности человека, неисчерпаемо и само дело, которому служит человек. Ибо делом этим являются и наука, и техника, и ис кусство — словом, самые жизненноваж ные отрасли, без которых человечество немыслимо представить. Вот почему рановато еще ставить че ловека над делом, выше конечной цели. Человек, конечно же, и совершествует- ся, и приобретает новые качества, и са моутверждается, но только благодаря честному служению делу, только при полной отдаче себя этому делу. Так бы ло во все времена, так это и сейчас. Речь здесь может идти лишь о том, что в эпоху НТР эта служба приобретает все более двусторонний характер, появляет ся все больше «взаимности» между че ловеком и делом, так как у нашего со временника, во-первых, богатые воз можности найти себе дело именно по душе, а, во-вторых, сейчас действитель но отпадает необходимость жить по принципу «делай — или умри», что В. Перцовский убедительно показал на сопоставлении Чинкова и Монголова. (Хочу, впрочем, подчеркнуть о т п а д а - ■* е т, но далеко еще не отпала, о чем раз говор будет впереди). Однако, Повторяю, на основе такого сближения интересов человека и дела рановато еще утверж дать, будто отныне «власть перемени лась» и делу, мол, отводится теперь лишь подсобная роль — быть средством для «самоутверждения» и «самоосуще- ствления». Кстати, о самоосуществлении. Само понятие это многозначно, я бы даже сказал, двусмысленно. Ведь к самоосу- ществлению и самоутверждению может стремиться не только человек творче ский (ученый, изобретатель), но и карь ерист, потребитель. Допустим, небезыз вестный Федор Андреевич Толкунов из повести Е. Носова «Не имей десять руб лей...» тоже вполне «осуществил себя», пройдя путь от рядового токаря до ди ректора завода. Но вот уж кто воистину поставил дело себе на службу: Толкунов соорудил из директорского кресла проч ный постамент, взойдя на который, ощу тил себя одним из «сильных мира сего», имеющим право презрительно взирать не только на своих бывших товарищеи- рабочих, но и на руководителей рангом пониже. К примеру, директор кожгалан- терейной фабрики Туртыкин был для него уже «не одного поля ягодка», по тому что «Федор Андреевич никак не мог поставить на одну доску туртыкин- скую фабричку рядом со своим заводом, ну и, конечно, самого Туртыкина вро вень с собой». «Бывало,— замечает да лее автор,— на совещаниях в перерыве он и пива не садился выпить за один столик, если там уже сидел Туртыкин». Можно привести более свежий при мер, когда дело служит человеку в том смысле, что является для него чем-то вроде подъемного механизма, доставля ющего его на самую высокую ступень служебной лестницы. Взять того же Страментова Из повести И. Корнилова «Заместитель». В основе всех начинаний и «инициатив» Страментова тоже «твор ческое своеволие» и «стремление к са- моосуществлению». Только, как мы убе дились, слишком уж высока цена такого «самоосуществления» и слишком дорого обходятся государству такие деляги от НТР, самоутверждающие себя за счет попрания интересов других, при полном забвении самого святого принципа на шего общества: человек человеку — друг, товарищ и брат. Словом, затевая разговор о человеке, который служит делу, и о деле, которое служит человеку, В. Перцовскому не ме шало бы подробно рассмотреть этот во прос с чисто нравственной точки зрения. Критик же явно здесь что-то не догово рил, оставил место на полях, оттого и столь часто употребляемое им слово «са- моосуществление» оказалось на поверку понятием, что называется, растяжимым, коим вполне можно обозначать явления разного порядка. Причем, признавая за нашими совре менниками полное право на самоосуще- ствление, В. Перцовский считает, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2