Сибирские огни, 1977, №1
выполняться, будет процветать и Стра- ментов с его «линией». Поэтому разо блачать здесь нужно не столько Стра- ментова, сколько те тенденции, те умо настроения, которые он выражает и несет с собой. Что же это за тенденции? Думаю, для уяснения этого вопроса есть прямой смысл сопоставить Вадима Страментова еще с одним литературным героем, а именно — с небезызвестным Алексеем Пешковым из пьесы И. Дво рецкого «Человек со стороны». Сходство между ними налицо, потому как Стра- ментов по сути дела исповедует те же принципы и методы, что и Чешков: строгий расчет, рационализм, прене брежение ко всякого рода эмоциям и сентиментам. Роднит Чешкова и Стра ментова и этакий налет «американиз ма», который у одного проявляется лишь эпизодически, а у другого ярко выражен, написан, что называется, на физиономии. Тут, видимо, не будет лишним вер нуться немного к тем спорам, которые вызвал в свое время «Человек со сторо ны». Как мы помним, споры вокруг пьесы И. Дворецкого и ее героя были порождены главным образом тем, что некоторые критики увидели в Пешкове, при всех его новаторских устремлениях, нечто чужеродное, наносное. Признавая, что Чешков — порождение века НТР, провозвестник новых технико-экономи ческих идей, критики тем не менее находили в этом человеке и целый ряд отрицательных качеств: бездушие, холодный рационализм, высокомерие. Так, Ю. Андреев, споря с одним из за щитников Чешкова — Ф. Кузнецовым, писал: «В статье «Встречи с грядущим» (име ется в виду статья Ф. Кузнецова, опуб ликованная в «Литературном обозре нии», 1973, № 1,— В. Ш.) в качестве од ного из предшественников инженера- реформатора Чешкова упоминается инженер Бахирев из романа Г. Никола евой «Битва в пути». Вполне возможная аналогия, но ее надо было довести до конца: ведь конечный урок «битвы» Бахирева заключался не только в по срамлении волюнтаризма, но и в осо знании самим Бахиревым того, что в одиночку ничего крупного не совер шишь, что производство должен ставить на прогрессивные рельсы весь коллек тив! Так что Чешков не столько продол жает Бахирева, сколько — объективно—. отрицает накопленный им бесценный опыт: ведь по пьесе это командир-дик татор, это наполеончик, полагающий, что его подчиненные призваны быть только послушными исполнителями его воли»1. Попробуем, со всей стороны, устано вить истоки этого технического «напо леонизма». Не секрет, что в последнее I Юрий А н д р е е в . Два крыла единого свода. «Литературное обозрение», 1973, № 3 . время под влиянием все расширяющих ся контактов с капиталистическими фир мами, под влиянием книг, брошюр, ста тей, освещающих опыт организации производства в развитых капиталисти ческих странах (достаточно вспомнить широко известную книгу Н. Смелякова «Деловая Америка» или многочислен ные статьи В. Терещенко), в среде на шей научно-технической интеллигенции появились в некотором роде «проамери канские настроения». Ученые, инжене ры, экономисты все чаще стали высту пать с предложениями смело перени мать и внедрять в производство опыт ведущих капиталистических фирм. Ра зумеется, ничего дурного, ничего «кра мольного» в этих предложениях нет. Как известно, еще В. И. Ленин совето вал учиться деловитости у американцев. Однако можем ли мы механически, слепо копировать опыт капиталистиче ских предпринимателей, можем ли в «чистом виде» внедрять в наше социа листическое производство их методы? Думается, пьеса И. Дворецкого, равно, как и повесть И. Корнилова, вносят оп ределенную ясность в данный вопрос. Чешков потерпел крах потому, что хотел с ходу перестроить вверенное ему предприятие на американский манер, потому что его действия пошли вразрез с традициями рабочего коллектива, по тому что его рационализм обернулся бездушием, элементарным неуважением к людям. Впрочем, обо всем этом убе дительно написано во многих статьях и рецензиях, посвященных пьесе И. Дво рецкого и ее многочисленным трактов кам на сценах театров, и, видимо, нет смысла повторяться. Лучше подробно остановиться на Страментове и его «линии», которая вполне соответствует всем инициативам и начинаниям Чешкова. Собственно, Ва дим Страментов как тип руководителя тем и интересен, что он как бы реализу ет, претворяет в жизнь кое-что из за мыслов Чешкова и при этом действует вполне в духе Чешкова. Мы помним, как ратовал Чешков за решительные меры, как он предлагал заменить — сверху донизу, вплоть до секретарш — всех «морально устаревших» работников новыми, видя в этом один из главных резервов повышения эффективности производства, один из мощных двигате лей технического прогресса. Вспомним хотя бы разговор Чешкова с начальником производственного отде ла Полуэктовым. « Ч е шк о в . Почему секретарши та кие старые? П о л у э к т о в (чуть ошарашен). А вам что, молоденьких надо? Ч е ш к о в . Мне не надо, но в Тихви не у нас молодые. П о л у э к т о в . А у нас их около ста, и все в возрасте. Ч е ш к о в . Стенографировать хотя бы умеют эти секретарши? П о л у э к т о в . Ишь чего захотели!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2