Сибирские огни, 1977, №1

монтажные, испытательные и контроль­ ные технологические процессы в косми­ ческом пространстве. Потребуются и ремонтные работы. Обзорный труд «Космическая техно­ логия» советских авторов И. Белякова и Ю. Борисова мне впервые попался на полке библиотеки Музея истории космо­ навтики имени Циолковского в Калуге. Потом я приобрела эту книгу прямо у порога домика на гористой улочке в Ка­ луге, где жил и написал свои главные работы Константин Эдуардович. Эта книга будет нас интересовать для ответа на тот же вопрос — зачем чело­ веку космическая технология, а еще конкретнее — зачем Борис Волынов и Виталий Жолобов ставили на борту технологические эксперименты. Одна из глав называется «Технологи­ ческие процессы изготовления материа­ лов, полуфабрикатов, заготовок и дета­ лей в Космосе» и прямо начинается с обоснования причин, заставивших обра­ титься к космическому производству. Они кроются в самих свойствах косми­ ческого пространства: глубокий вакуум в неограниченном объеме, низкий уро­ вень гравитации (близкий к нулю), низ­ кий уровень шумов и вибраций, чистая среда, естественный спектр солнечного излучения и другие. Они открыли бла­ гоприятные возможности для производ­ ства в Космосе материалов, полуфабри­ катов и деталей с уникальными свой­ ствами. Для этого потребовалось «трансформировать» обычные в земной практике технологические процессы, создать соответствующую, новую для металлургии технику. Следует ожидать, подчеркивают спе­ циалисты, что благоприятные условия для проведения технически выгодной производственной деятельности в Кос­ мосе будут использоваться человеком все с большей и большей интенсивно­ стью, так как возможности производст­ венной деятельности будут непрерывно развиваться и совершенствоваться. Это подтверждают тенденции в раз­ витии ракетно-космической техники. К ним в первую очередь относится от­ работка стыковки на орбите автомати­ ческих и пилотируемых космических аппаратов, создание орбитальных стан­ ций. Техника стыковки, в этом мы убе­ дились, растет от полета к полету. Лучшие инженерные силы Советского Союза и Соединенных Штатов объеди­ нились, чтобы создать андрогинный («двуполый») стыковочный узел для совмещения при стыковке двух «ино­ земных» кораблей. Они и сейчас про­ должают думать над прогрессивными решениями в деле создания унифициро­ ванных средств сближения космических аппаратов разного производственного назначения и, в первую очередь, для организации взаимопомощи в космиче­ ском пространстве. Вторая тенденция, ведущая к органи­ зации космического производства, состоит в снижении стоимости доставки на орбиту вокруг Земли любого груза. По данным США, стоимость доставки груза на околоземную орбиту в бли­ жайшее время может составить около 600 долларов за килограмм, а после со­ здания транспортных кораблей много­ разового действия — до 100 и менее дол­ ларов за килограмм. Набор материалов, с которыми пред­ полагается развивать исследования в Космосе, будет расширяться. Большие надежды на Космос возлагает стеколь­ ное производство. Стекло, сваренное в Космосе, получит высокий Знак каче­ ства — его собираются использовать для изготовления на наземных предприяти­ ях оптических систем. Схема стеколь­ ного производства на орбите готова. Источником нагрева, возможно, станет концентратор солнечной энергии. Окис­ лы для производства нового стекла препровождаются на космический завод предварительно спрессованными, в ви­ де таблеток. Концентратор солнечной энергии будет наводиться на них, отче­ го произойдет расплавление окислов до жидкого состояния, и стекло примет равновесное состояние сферы... Что-то похожее на цикл с шариками-сферами из металла, в котором нас научили ори­ ентироваться Волынов и Жолобов. На борту станции «Салют-5» выращи­ вались кристаллы. Зачем? С появлением техники, основанной на транзисторах и кристаллических лазерах, выращивание кристаллов стало очень важной и акту­ альной темой исследований. ...На фотографии — платформа с чело­ веком. На первый взгляд она представ­ ляет нечто среднее между платформой с ручным управлением для перевозки багажа на вокзалах и «Луноходом». Это — «космическое такси». Оно потре­ буется космонавтам, которым придется управлять различными технологически­ ми процессами вне корабля, произво­ дить операции монтажа отдельных частей будущего сооружения, передви­ гаться в безопорном пространстве, по­ добно маляру, подвешенному на верх­ нем этаже высотного здания. Предполагается, что «космическое такси» будет иметь собственные авто­ номные системы передвижения, кото­ рые позволят ему маневрировать в кос­ мическом пространстве независимо от корабля, выводящего его на орбиту и служащего для «такси» постоянным «га­ ражом». Приняты во внимание и проекты спе­ циальных маневрирующих аппаратов дистанционного действия, которые уп­ равляются из космического аппарата и обладают соответствующей стабилиза­ цией и гибкостью манипулирования. Связь с «космическими роботами» будет поддерживаться путем команд, переда­ ваемых по радио. Между космическим аппаратом и роботом обеспечивается телевизионная связь. Оператор, находя­ щийся за пультом управления, видит на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2