Сибирские огни, 1977, №1
монтажные, испытательные и контроль ные технологические процессы в косми ческом пространстве. Потребуются и ремонтные работы. Обзорный труд «Космическая техно логия» советских авторов И. Белякова и Ю. Борисова мне впервые попался на полке библиотеки Музея истории космо навтики имени Циолковского в Калуге. Потом я приобрела эту книгу прямо у порога домика на гористой улочке в Ка луге, где жил и написал свои главные работы Константин Эдуардович. Эта книга будет нас интересовать для ответа на тот же вопрос — зачем чело веку космическая технология, а еще конкретнее — зачем Борис Волынов и Виталий Жолобов ставили на борту технологические эксперименты. Одна из глав называется «Технологи ческие процессы изготовления материа лов, полуфабрикатов, заготовок и дета лей в Космосе» и прямо начинается с обоснования причин, заставивших обра титься к космическому производству. Они кроются в самих свойствах косми ческого пространства: глубокий вакуум в неограниченном объеме, низкий уро вень гравитации (близкий к нулю), низ кий уровень шумов и вибраций, чистая среда, естественный спектр солнечного излучения и другие. Они открыли бла гоприятные возможности для производ ства в Космосе материалов, полуфабри катов и деталей с уникальными свой ствами. Для этого потребовалось «трансформировать» обычные в земной практике технологические процессы, создать соответствующую, новую для металлургии технику. Следует ожидать, подчеркивают спе циалисты, что благоприятные условия для проведения технически выгодной производственной деятельности в Кос мосе будут использоваться человеком все с большей и большей интенсивно стью, так как возможности производст венной деятельности будут непрерывно развиваться и совершенствоваться. Это подтверждают тенденции в раз витии ракетно-космической техники. К ним в первую очередь относится от работка стыковки на орбите автомати ческих и пилотируемых космических аппаратов, создание орбитальных стан ций. Техника стыковки, в этом мы убе дились, растет от полета к полету. Лучшие инженерные силы Советского Союза и Соединенных Штатов объеди нились, чтобы создать андрогинный («двуполый») стыковочный узел для совмещения при стыковке двух «ино земных» кораблей. Они и сейчас про должают думать над прогрессивными решениями в деле создания унифициро ванных средств сближения космических аппаратов разного производственного назначения и, в первую очередь, для организации взаимопомощи в космиче ском пространстве. Вторая тенденция, ведущая к органи зации космического производства, состоит в снижении стоимости доставки на орбиту вокруг Земли любого груза. По данным США, стоимость доставки груза на околоземную орбиту в бли жайшее время может составить около 600 долларов за килограмм, а после со здания транспортных кораблей много разового действия — до 100 и менее дол ларов за килограмм. Набор материалов, с которыми пред полагается развивать исследования в Космосе, будет расширяться. Большие надежды на Космос возлагает стеколь ное производство. Стекло, сваренное в Космосе, получит высокий Знак каче ства — его собираются использовать для изготовления на наземных предприяти ях оптических систем. Схема стеколь ного производства на орбите готова. Источником нагрева, возможно, станет концентратор солнечной энергии. Окис лы для производства нового стекла препровождаются на космический завод предварительно спрессованными, в ви де таблеток. Концентратор солнечной энергии будет наводиться на них, отче го произойдет расплавление окислов до жидкого состояния, и стекло примет равновесное состояние сферы... Что-то похожее на цикл с шариками-сферами из металла, в котором нас научили ори ентироваться Волынов и Жолобов. На борту станции «Салют-5» выращи вались кристаллы. Зачем? С появлением техники, основанной на транзисторах и кристаллических лазерах, выращивание кристаллов стало очень важной и акту альной темой исследований. ...На фотографии — платформа с чело веком. На первый взгляд она представ ляет нечто среднее между платформой с ручным управлением для перевозки багажа на вокзалах и «Луноходом». Это — «космическое такси». Оно потре буется космонавтам, которым придется управлять различными технологически ми процессами вне корабля, произво дить операции монтажа отдельных частей будущего сооружения, передви гаться в безопорном пространстве, по добно маляру, подвешенному на верх нем этаже высотного здания. Предполагается, что «космическое такси» будет иметь собственные авто номные системы передвижения, кото рые позволят ему маневрировать в кос мическом пространстве независимо от корабля, выводящего его на орбиту и служащего для «такси» постоянным «га ражом». Приняты во внимание и проекты спе циальных маневрирующих аппаратов дистанционного действия, которые уп равляются из космического аппарата и обладают соответствующей стабилиза цией и гибкостью манипулирования. Связь с «космическими роботами» будет поддерживаться путем команд, переда ваемых по радио. Между космическим аппаратом и роботом обеспечивается телевизионная связь. Оператор, находя щийся за пультом управления, видит на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2