Сибирские огни, 1977, №1
Но на одни и те же «уколы» каждая особь отвечает на особицу. На то она и ОСОБЬ. Один, читая «Кавказского пленника», уронит непроизвольную сле зу, другой заснет или отложит книжку ради возможности «забить козла», одно му резкое слово в его адрес «до лампоч ки», другой сляжет с нервным расстрой ством, а из третьего брызнет такой си лы ответная струя, что собьет автора резкого слова с ног. Поведение — как глубокая река, в нем два слоя. Верхний то и дело рябит под любым ветерком, глубинный же спо койно несет свои воды по руслу жизни. Несет, ничем не проявляя себя внеш не, но именно он определяет характер реки. Где же истоки ее? Исследователи про делали эксперимент: в кармашки ре бячьих рубашонок вшили миниатюрные магнитофончики, которые позволяли за писывать весь лепет малышей от мо мента, когда они начинали говорить, до трехлетнего возраста. Оказалось, эти формирующиеся человеки — каждый из них — высыпают на окружающих от трех до семи миллионов вопросов. Глав ным образом — на мать. И от того, насколько основательно сумеет она удовлетворить любопытство сына или дочери, насколько основательно и каким тоном — ласково или раздраженно, сни сходя с высоты собственной умудренно сти или с полной мерой уважительности к новому землянину, с сюсюканием или без оного, сознавая всю глубину своей ответственности или абы отделаться,— от всего этого в огромной степени зави сит, каким вырастет данный индивид. Ученые пришли к выводу: в эти три го да формируется до сорока процентов интеллекта (да простит мне читатель сии проценты в приложении к столь де ликатной материи!), закладывается тот самый глубинный слой поведения. Лет пять назад директор Института цитологии и генетики Сибирского отде ления Академии наук СССР академик Дмитрий Константинович Беляев полу чил письмо из Лондона. В письме изла галась просьба написать для нового из дания всемирно известной Британской энциклопедии статью «Доместикация» (кстати, издательство, в знак призна тельности за содержательную статью, сочло своим долгом прислать впоследст вии в дар автору все тридцать томов вышедшей энциклопедии). Почему же из всех генетиков мира статья об одо машнивании диких животных была за казана не кому-либо, а именно Беляе ву? В программе работы руководимой им лаборатории (свои директорские обязанности он на протяжении многих лет сочетает с руководством лаборато рией эволюционной генетики живот ных) едва ли не главное место занима ют исследования генетических основ поведения. Причем как раз в плоскости анализа генетических процессов при доместикации. Беляев говорит: — Разница между видами живых су ществ создается в основном за счет раз ницы в строении белков, входящих в состав органов и тканей. Разница меж ду индивидами в пределах вида созда ется в существенной степени поведени ем. Сейчас в биологии ведется углублен ное изучение генетического базиса всего того, что мы, биологи, определяем этим словом—поведение, то есть таких, например, функций организма, как возбуждение, торможение, как оборони тельная реакция, которую можно счи тать, по моему глубокому убеждению, одной из пружин эволюции. Необхо димо установить, на каких генетиче ских основах развиваются эти функции. В составе поведенческих признаков есть и положительные, и отрицательные: с одной стороны, мржет получить разви тие такой признак, как талант — мате матический талант, скажем, музыкаль ный, литературный,— с другой стороны, мы не застрахованы от проявления та ких ущербностей человеческого поведе ния, как трусость, леность, разнуздан ность, садизм, безволие, мстительность, злобность и так далее и тому подобное. Под всем этим есть известный генети ческий фундамент. Однако мь! до сих пор мало знаем, какова доля, привне сенная в развитие этих свойств поведе ния условиями воспитания, а какова — аппаратом наследственности. Вопрос принципиально важный, ибо от этого зависит, как скоро мы научимся — зная законы развития поведения и его гене тическую основу,— формировать это по ведение в интересах и самого человека и всего общества... И еще: — Если мы будем знать, когда про буждаются к активной деятельности те или иные элементы генетического аппа рата, когда они начинают энергично функционировать, то мы, наверное, найдем такие способы внешних воздей ствий и такие периоды развития орга низма, когда эти воздействия помогут усилить желательные признаки и, на оборот, подавить негативные. Совершен но на новой базе будет строиться тогда не только медицина, но и педагогика. Весь воспитательный процесс может по-иному пойти... И, кроме того: —■В общем-то, довольно давно стало ясно, хотя на это не обращалось доста точного внимания, что поведение у выс ших животных — да и не только у высших — является таким фактором, ко торый в огромной степени определяет эволюционные судьбы животных, воз можность их наследственных преобразо ваний, приспособленность к разнообраз ным условиям жизни... Одним из первых и наиболее зримых результатов при доместикации является изменение поведения животных. Ведь прежде всего именно поведением, глав ным образом реакцией на человека, и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2