Сибирские огни, 1977, №1

Но на одни и те же «уколы» каждая особь отвечает на особицу. На то она и ОСОБЬ. Один, читая «Кавказского пленника», уронит непроизвольную сле­ зу, другой заснет или отложит книжку ради возможности «забить козла», одно­ му резкое слово в его адрес «до лампоч­ ки», другой сляжет с нервным расстрой­ ством, а из третьего брызнет такой си­ лы ответная струя, что собьет автора резкого слова с ног. Поведение — как глубокая река, в нем два слоя. Верхний то и дело рябит под любым ветерком, глубинный же спо­ койно несет свои воды по руслу жизни. Несет, ничем не проявляя себя внеш­ не, но именно он определяет характер реки. Где же истоки ее? Исследователи про­ делали эксперимент: в кармашки ре­ бячьих рубашонок вшили миниатюрные магнитофончики, которые позволяли за­ писывать весь лепет малышей от мо­ мента, когда они начинали говорить, до трехлетнего возраста. Оказалось, эти формирующиеся человеки — каждый из них — высыпают на окружающих от трех до семи миллионов вопросов. Глав­ ным образом — на мать. И от того, насколько основательно сумеет она удовлетворить любопытство сына или дочери, насколько основательно и каким тоном — ласково или раздраженно, сни­ сходя с высоты собственной умудренно­ сти или с полной мерой уважительности к новому землянину, с сюсюканием или без оного, сознавая всю глубину своей ответственности или абы отделаться,— от всего этого в огромной степени зави­ сит, каким вырастет данный индивид. Ученые пришли к выводу: в эти три го­ да формируется до сорока процентов интеллекта (да простит мне читатель сии проценты в приложении к столь де­ ликатной материи!), закладывается тот самый глубинный слой поведения. Лет пять назад директор Института цитологии и генетики Сибирского отде­ ления Академии наук СССР академик Дмитрий Константинович Беляев полу­ чил письмо из Лондона. В письме изла­ галась просьба написать для нового из­ дания всемирно известной Британской энциклопедии статью «Доместикация» (кстати, издательство, в знак призна­ тельности за содержательную статью, сочло своим долгом прислать впоследст­ вии в дар автору все тридцать томов вышедшей энциклопедии). Почему же из всех генетиков мира статья об одо­ машнивании диких животных была за­ казана не кому-либо, а именно Беляе­ ву? В программе работы руководимой им лаборатории (свои директорские обязанности он на протяжении многих лет сочетает с руководством лаборато­ рией эволюционной генетики живот­ ных) едва ли не главное место занима­ ют исследования генетических основ поведения. Причем как раз в плоскости анализа генетических процессов при доместикации. Беляев говорит: — Разница между видами живых су­ ществ создается в основном за счет раз­ ницы в строении белков, входящих в состав органов и тканей. Разница меж­ ду индивидами в пределах вида созда­ ется в существенной степени поведени­ ем. Сейчас в биологии ведется углублен­ ное изучение генетического базиса всего того, что мы, биологи, определяем этим словом—поведение, то есть таких, например, функций организма, как возбуждение, торможение, как оборони­ тельная реакция, которую можно счи­ тать, по моему глубокому убеждению, одной из пружин эволюции. Необхо­ димо установить, на каких генетиче­ ских основах развиваются эти функции. В составе поведенческих признаков есть и положительные, и отрицательные: с одной стороны, мржет получить разви­ тие такой признак, как талант — мате­ матический талант, скажем, музыкаль­ ный, литературный,— с другой стороны, мы не застрахованы от проявления та­ ких ущербностей человеческого поведе­ ния, как трусость, леность, разнуздан­ ность, садизм, безволие, мстительность, злобность и так далее и тому подобное. Под всем этим есть известный генети­ ческий фундамент. Однако мь! до сих пор мало знаем, какова доля, привне­ сенная в развитие этих свойств поведе­ ния условиями воспитания, а какова — аппаратом наследственности. Вопрос принципиально важный, ибо от этого зависит, как скоро мы научимся — зная законы развития поведения и его гене­ тическую основу,— формировать это по­ ведение в интересах и самого человека и всего общества... И еще: — Если мы будем знать, когда про­ буждаются к активной деятельности те или иные элементы генетического аппа­ рата, когда они начинают энергично функционировать, то мы, наверное, найдем такие способы внешних воздей­ ствий и такие периоды развития орга­ низма, когда эти воздействия помогут усилить желательные признаки и, на­ оборот, подавить негативные. Совершен­ но на новой базе будет строиться тогда не только медицина, но и педагогика. Весь воспитательный процесс может по-иному пойти... И, кроме того: —■В общем-то, довольно давно стало ясно, хотя на это не обращалось доста­ точного внимания, что поведение у выс­ ших животных — да и не только у высших — является таким фактором, ко­ торый в огромной степени определяет эволюционные судьбы животных, воз­ можность их наследственных преобразо­ ваний, приспособленность к разнообраз­ ным условиям жизни... Одним из первых и наиболее зримых результатов при доместикации является изменение поведения животных. Ведь прежде всего именно поведением, глав­ ным образом реакцией на человека, и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2