Сибирские огни, 1977, №1
ные рабы. По десятку на обитателя метрополии. Но раб перестанет т я нуть ярмо. В прошлом году кончилась «эра королевы Виктории». И эре империализма придет конец. К ар та кичливой Британской империи су зится до little E n g la n d 1. И солнцу укоротится путь в десятки раз: будет всходить из Ла-Манша, скрываться в Атлантике. Мрачное ущелье как бы вытолкнуло омнибус на Трафальгарский сквер, Тут .уж не усидишь. Скорее, скорее вниз — на серую брусчатку, до блеска отшлифованную подошвами ботинок трудового люда, побы вавшего здесь в часы митингов. Теперь на площади тихо. Из-за непого жей весны еще не плескались струи фонтанов. Никто из митинговщиков еще не взбирался на загривки бронзовых львов у колонны Нельсона. И на всей площади только две сердобольные старушки рассыпали из бумажных пакетов крупу для голубей. З а сквером вздымался торжественный портал Национальной гал е реи с ребристыми колоннами, впервые придуманными древними элли нами. А перед парадной лестницей, неловко поджав ноги, сидели на тротуаре давно не бритые, одетые в лохмотья мужчины с воспаленньь ми веками и глазами, полными безнадежности. Н а гладкой, ка к гри фел ьн ая доска, асфальтовой поверхности они цветными мелками набрасывали мордочки собак да кошек. Кто закончил, тот рядом с рисунком клал кепчонку или берет и в ожидании присаживал ся на ступеньку. С обеих сторон рисунков — дощечки с надписями: «Просим не топтать. Картины — наша собственность». — Ужасно! — вырвалось у Владимира Ильича.— К а к а я горькая ирония! К вечеру прохожие все равно затопчут. Эфемерную собствен ность унесут на подошвах ботинок. — З а в т р а художники нарисуют снова... — И это в богатейшей столице богатейшей Британской империи! Любители живописи, спешившие в Национальную галерею, д аже не приостанавливались возле рисунков на тротуаре, и редко кто бросал медную монетку с профилем сытой и самодовольной королевы Викто рии (с профилем Эдуарда VII еще не успели отчеканить) на одной сто роне и Владычицей морей — на другой. — Лондонцы уже привыкли к таким контрастам.— Алексеев к и в нул головой на уличных художников. — Привыкли? Пожалуй , только те, у кого рыбья кровь... Голуби, склевав зерно, взлетали на крыши окрестных домов, сади лись и на бронзовую, от времени позеленевшую, фигуру Нельсона. С пя тидесятиметровой высоты адмирал равнодушно смотрел поверх города в туманную даль. Н а д ним нависали аспидные тучи, В полдень, пришли на крошечную площадь Кларкенвилль-грин, приостановились напротив типографии газеты «Джастис». Неказистый и довольно старый дом был стиснут узенькими трехэтажными. — Вверху наборный цех,— Алексеев ук а з ал на пять окон с часты ми крестовинами рам,— внизу — печатный.— И с журналистской осве домленностью добавил: — Строили дом для детского приюта. Д л я под кидышей и сирот. А позднее в нем, говорят, располагался клуб р ади к а лов с небольшой кофейней. Позади типографии воткнулась в тучи четырехгранная колокольня с черным циферблатом. Медные стрелки показывали четверть первого. Входить еще рано — редактор, несомненно, занят вторым завтраком. Несколько раз прошли мимо дома. Когда время ленча миновало, поднялись на второй э т аж и постучались в дверь редакторского кабинета» ‘ Маленькая Англия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2