Сибирские огни, 1976, №12

то цельности и говорить не приходится. Образ, что называется, соткан из сплошных противоречий. Устами Христа говорят представители са­ мых различных политических, религиозных и этических лагерей и школ. Смотрите.— И Климов, то и дело цитируя Библию, легко доказывал, что устами Христа говорит то пророк иудаизма, то нищий, то дипломат, то богач-хозяин, то ученый, то агитатор, то политик, то простой смерт­ ный...— Так где же тут, скажите мне, цельный образ? — едва сдержи­ вая победоносную иронию, спрашивал Климов. — А тебе не кажется,— невозмутимо возражал Зима,— что именно наличие этих самых «противоречий» и говорит о том, что евангелисты не выдумали Христа? Ведь логичнее всего было бы «подправить», «спрямить» эти самые противоречия. Взяли бы и подредактировали тексты, а?.. Однако ж нет. И вот эти-то противоречия и говорят в поль­ зу того, что Христос все-таки был на самом деле. Ведь в жизни, смот­ ри, как часто поведение людей и их слова бывают противоречивыми!.. Это зависит от обстоятельств, от непоследовательности самого челове­ ческого характера. А Иисус, если ты внимательно читал Евангелия, как раз очень часто обнаруживает чисто человеческие слабости...— И Зима, еще более легко, чем Климов, на примерах из Библии доказывал, как много в Иисусе человеческого, живого.— А возьми эпизод с женщиной, которую уличили в прелюбодеянии! — говорил Зима.— Помнишь слова Иисуса?.. «Кто из вас не грешен, бросьте в нее камень». Разве такое можно придумать?.. Нет, брат, такое не придумаешь, перед нами жи­ вой человек. Он находчив, остроумен, он искусный спорщик. Причем со своей речевой манерой. И противоречивость, о которой ты говорил, не только не нарушает впечатления достоверности, а наоборот, усиливает ее! Такого выдумать нельзя. В уме такого не создашь. Он, конечно же, был, был!.. При этих словах в глазах у Лины, которая все время сидела в сто­ ронке и слушала, появился восторженный блеск, блеск, который так тревожил и пугал Климова. На него, на Климова, Лина почти не смотрела, она смотрела на отца. И лишь иногда Климов перехватывал ее короткий взгляд испод­ тишка, и во взгляде этом было нетерпение и, кажется, досада... Но на что досада, Климов не мог понять: или на то, что он, Климов, упорст­ вует, не желает сдаваться, или на то, наоборот, что он все еще слабова­ то выглядит по сравнению с башковитум папашей... Поговорить же с ней по душам Климову никак не удавалось: хо­ дить к нему домой она совсем перестала, а когда приходил он, старалась быть постоянно или с родителями, или с сестрами; или вот так сидела в сторонке и поддерживала отца восторженными взглядами... ^ т г т-, «Ничего, ничего,— подбадривал себя Климов.— Посмотрим, как ты будешь поглядывать, когда мы с Саней припрем папашу к стене!..» Ну почему же «не создашь», почему? — морщился Саня час спустя когда Климов в точности цередал разговор с Зимой — Почему он отказывает фантазии народа в способности создать рельефный, жиз­ ненный образ без исторического прототипа? А Тиль Уленшпигель? А Гамлет? А Пьер Безухов?.. «Был»! — Саня сплюнул от досады,—Если б он был этот Христос, то уж наверняка бы современники что-нибудь о нем сказали бы или написали. А то ведь -ничего ! Вот спроси у не­ го спроси у этого папаши-пресвитера, почему о Христе ничего не гово­ рят авторы Посланий и Деяний? Ведь они не кто-нибудь, а собственные его, Христа, апостолы! Ведь они больше, чем кто-либо, должны знать о нем...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2