Сибирские огни, 1976, №12
го отдельного человека с его горестями и несчастьями, с его болезнями и сомнениями. Он говорит вообще о людях, об обществе, о массах, он не в состоянии раскрыть каждому отдельному человеку смысл сущест вования, служить ориентиром в поведении, быть наукой жизни. А ведь человеческой жизни свойственны неясность, отсутствие последователь ности, мы живем в сплошных противоречиях и неясностях... А религия, она конкретно говорит человеку, как ему жить. В то время как марк сизм толкует о классах, о производительных силах и производственных отношениях, религия обращается непосредственно к душе человека. Го ворит ему о вещах повседневных, затрагивает, так сказать, струны имено е г о души!.. Ах, как давно и поверхностно проходил Климов обществоведение и философию! Как силился он сейчас вспомнить что-нибудь, вспомнить — ведь сдавал же когда-то зачеты и экзамены! — как силился он вы жать из своей памяти такое, что бы опрокинуло эту уверенность, этот мудрый прищур сидящего напротив человека!.. Ничего, однако, вспомнить Климов не мог, и оставалось ему лишь клясть себя в душе за свою дремучесть да испытывать стыд за свою не давнюю уверенность, что стоит, мол, взяться, как от всех этих баптистов только пух полетит!.. Словом, чувствовал Климов, что дело худо, что не он кладет на ло патки, а его кладут, не он «обрабатывает», а его «обрабатывают»... И уже шагая домой вдоль шумной, оживленной улицы, Климов ду мал: «Я досконально энаю, как работают подшипники в колесе вот у это го самосвала. Как перекатываются в обойме смазанные ролики. Знаю, как изготовить эти ролики и собрать в подшипник. Знаю. И это хорошо. Это моя «твердая почва», моя гордость. Однако папаша тоже, наверное, знает в технике не меньше, чем я. Но он еще и во многом другом воло- кет...» «Ни черта мне с ним не совладать, с этим башковитым!..— уныло думал Климов.— Как начнет рассусоливать, как разведет свои филосо- фенции!.. С Линой-то, не будь за ее спиной папаши, я бы справился. Вытравил бы из нее эту дурь. Ведь любит же она меня в конце концов или нет!.. Но в том-то и дело, что она все передает папе с мамой, пере сказывает. А они ее опять «подзаряжают», опять возвращают «на путь истинный»... И выходит — не с ней я спорю, а с папашей, не ей доказы ваю, а ему. А он — башка...» Оторвать бы ее от них, отделить, да как?.. Как ее оторвешь, если она послушна им во всем? Если они ей вдолбили с детства это послу шание. Да если бы одно послушание!.. А то ведь и любит она их — вот что самое-то главное... Любит!.. «Не справиться мне с ними,— все более впадал в отчаяние Климов. — Не вырвать Лину, не вырвать...» И чувствовал Климов, что невмоготу носить в себе эту историю, это отчаяние. Надо идти к Сане, решил он. Теперь-то Саня наверняка до ма, не может он не быть дома: учебный год на носу... Надо идти к Са не. Саня должен помочь, он силен во всяких таких штуках... «Да, да, Саня — моя последняя надежда!..» XVI — На кой черт, старик, мы таскаемся отдыхать на это Черное мо ре! — возмущался Саня, расхаживая по кабинету перед Климовым, ко торый сидел на старинном кожаном диване,— Такая даль! Столько рас ходов! Многолюдье! Везде очереди, дороговизна. А в это время у' нас под самым боком такой райский уголок для отдыха, как Иссык-Куль!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2