Сибирские огни, 1976, №12

Христос не все их, десять, признавал, а те, которые признавал, брал только за основу, так сказать, отталкивался от них? Нет, Климов этого не знал. — А теперь.насчет того, что «люди выработали»...— вздохнув, про­ должал Зима.— Тут получается как в случае с глупым пустым челове­ ком. Ему что-нибудь подскажут умное, а он в ответ — да ведь я тоже так думал! И, .глядишь, сказанное выдает уж за свое. Так и ваше «че­ ловечество». Донес Иисус до людей заповеди бога, а они кричат — точ­ но! Мы так же думали. А потом вообще заявляют — это наши мысли, мы их «выработали»... Чувствовал Климов — что-то в тираде Зимы не так, но «что» — ух­ ватить никак не мог и потому поспешил перевести разговор на другое, на то, в чем считал себя увереннее, что заранее обдумал, собираясь сегодня сщда.. — Ну а как вы всерьез можете воспринимать заявление, что, дес­ кать, бог создал Землю?— спросил Климов,— Вы ведь инженер. Я то­ же. И как инженер инженеру я задам вам ряд инженерных вопросов. Скажите, как все же удалось богу создать Землю? Из какого такого материала? Где он его взял, этот материал, эту, так сказать, заготовку? И на каком, интересно, оборудовании он изготовлял Землю? Каким ин­ струментом? С помощью каких приспособлений?.. — Вы все пытаетесь объяснить мирозданье с точки зрения науч­ ной...— усмехнулся в ответ Зима.— А между тем — что знают ученые? Они, если говорить по крупному счету, ничего не знают. Они не знают даже того, когда и откуда взялась на Земле вода, если говорить о ва­ шем примере с Землей. В том-то и дело! — заметив удивление и жела­ ние возразить на лице у Климова, уверенно продолжал Зима,— В том- то и дело, что нё знают. Они лишь гадают, когда и откуда она взялась, вода. Высказывают гипотезы, есть несколько гипотез. А гипотеза — что? Она сегодня одна, завтра—другая... Все спорно, все зыбко, и чем боль­ ше человек знает, тем зыбче ему. Это только мало знающий может дол­ донить, что жизнь зародилась в морской воде, что человек произошел от обезьяны и так далее. А много знающий человек ничего такого не ска­ жет с уверенностью. Не зря же,— снова усмехнулся Зима,— большая часть лауреатов Нобелевской премии в области науки — люди верую­ щие... Потому что жизнь на каждом шагу, в каждом пустяковом явле­ нии озадачивает. Возьмите такой факт. Посмотрите — как в природе все разумно устроено, какая гармония! Поражаешься всякому цветку, до чего же он разумно устроен! Как он реагирует на свет и тьму, как тянется, поворачивается к солнцу! Как приманивает к себе насекомых своим з'апахом, своей яркой окраской! Лети, мол, ко мне, дружок, пей мой нектар! А попутно вымажись в моей пыльце и перенеси ее на со­ седний цветок, опыли его, оплодотвори... И так за что ни возьмись, куда ни глянь... Вас это ни разу не навело на мысль, что без разума творца тут не обошлось, а? И снова чувствовал Климов— что-то тут не так, где-то что-то пе­ ревернуто с ног на голову, но «что» и «где» — снова никак не мог ухва­ тить и только клял себя, что мало знает за пределами круга, в котором только техника, только машины. Да к чему вся эта современная наука и техника,— как бы дога­ дываясь о смятении в мыслях собеседника, продолжал Зима,— к чему все эти научные достижения, если у нас нет главного знания знания путей? Если нам остается лишь блуждать, идти наугад, на авось и в кон­ це концов прийти к ужасу пустоты и бесцельности?.. Конечно, вы мне можете возразить — как это ты, мол, забываешь о главной науке, о марксизме? Вот, мол, она и указывает пути... На это я вам могу ска­ зать так Марксизм оперирует классами, ему вроде дела нет до каждо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2