Сибирские огни, 1976, №12
верстак и тумбочку с множеством разного инструмента, и получилась лаборатория. Сидя на единственной здесь табуретке, Лина разглядывала камор ку, а Климов, присев на верстак, рассказывал о проблеме обработки сверхтвердых и сверхпрочных материалов. Эти «сверх» сейчас сплошь и рядом начинают применяться в технике, особенно в ракетной и космиче ской, однако черт-те как трудно поддаются обработке на станках... И вот он, Климов, решил начать с того, что исследует, как ведет се бя металл инструмента при резании, какие внутрейние напряжения ис пытывает и какие процессы приводят его к разрушению. — Вот смотри...— говорил он, показывая Лине узенький, с отполи рованными гранями резец.— Я наношу на него слой эпоксидной смолы и ставлю вот в это устройство. И начинаю строгать заготовку. Напряже ния, которые испытывает металл резца, они внутри, в толще резца. Как их увидишь? Резец-то непрозрачный. Но если на боковой поверхности смола, то в ней-то их увидеть можно: она же как стекло.,. Лина вроде с интересом и слушала ц смотрела на то, что он показы вал, однако была будто чем-то обеспокоена, и заметив это, Климов спо хватился, что залез в сложную материю (Потапыч, и тот с трудом пони мает— чем он, Климов, тут занимается). А потому поспешил закруглить ся и с участием спросил, что ее, Лину, гложет. — Да знаешь,— ответила она задумчиво,— я обещала быть дома... Он проводил ее до трамвайной остановки, а когда возвратился к се бе в каморку, то никак не мог настроиться на работу. Ходил взад и впе ред возле станка и все думал, думал. Он чувствовал себя виноватым пе ред Галей, представлял, каково ей сейчас... Она, может, плачет где-ни будь, называет его подлецом, бабником... Сознавать все это было тяже ло, чувство вины давило, однако услужливая память выставляла сейчас Галю явно в невыгодном свете. Климову виделась какая-то зверушка, грызущая орехи. При этом быстро-быстро двигается челюсть, двигаются губы с приставшими к ним белыми крошками ядрышек; вовсю работает за щеками язык, поворачивая орешек для более удобного разгрызания... И даже всегдашнее согласие Гали без лишних слов заниматься «этим»... даже оно было теперь неприятно Климову. Все его существо как бы кричало «нет-нет!». И наоборот, когда он думал о Лине, его во ображение будто взрывалось, тут Климов мог лишь предполагать, фан тазировать... Тут все было в будущем, какая-то новая жизнь виделась Климову, какой-то поворот... Пребывая вот в таком предощущении чего-то нового, необыкновен ного, Климов успокоился наконец насчет Гали, как бы отбросил щемя щее угрызение совести и все неприятное, что связано с сегодняшним раз рывом, и, надев халат, занялся своими опытами. Он ставил в приспособление резец с засохшей на нем смолой, за креплял на станке заготовку, включал продольную подачу и пристраи вался к окуляру. Зрелище подвижных разноцветных полос-разводов было захватывающим. Наблюдая их в окуляр, Климов как бы ощу щал, насколько трудно острому кончику резца вгрызаться в твердую за готовку. Как он, бедняга-резец, выбрирует, скалывая кусочки металла,, как мечутся по нему напряжения! Климов отчетливо видел эти напряже ния в стеклистом слое смолы, видел, как они играют и переливаются си ними, желтыми, фиолетовыми и красными тонами... г— Картина-а! — шептал Климов, не отрываясь от окуляра. «Надо обязательно снять на цветную кинопленку,— думал он.— Лоб расшибу, но пристрою камеру и сниму! Ишь как переливаются! Что твое- северное сияние!..» — Ну и корежит тебя, бедняга,— вслух разговаривал он с резцом,—*- ну и корежит!..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2