Сибирские огни, 1976, №12
умереть за свою Родину. И Саня будто махнул рукой на свои сомне ния и предостережения, как бы забыл о них... Что же касается Климова, то он вообще не придал Саниным «фи- лософенциям» большого значения. Тем более, что в нем все отчетливее становилось предчувствие чего-то нового, необычного, что было связа но с этой загадочной девочкой Зимой... Придет она или не придет на остановку «Бор»? Придет или не придет? — вот что более всего занима ло теперь Климова. «На всякий случай,— думал он,— порядок-то в квартире навести надо...» М Ы - И М : — Отчего же умные, даже выдающиеся люди так по-разному проч ли Евангелия?.. А все дело, видимо, в самих Евангелиях. Там ведь ка кого захочешь Христа, такого и найдешь. Он там говорит то одно, то другое, в Евангелии от Матфея Христос совсем не тот, каким его рису ет Марк. То есть о какой-то цельности и говорить не приходится; образ, что называется, соткан из сплошных противоречий. Устами Христа будто бы говорят представители самых различных политических, рели гиозных и этических лагерей и школ. Смотрите. Иудаизм, как известно, придерживался принципа «око за око». И вот этот иудаизм устами Хри ста требует: меряйте такою же мерой, какою было отмеряно. Нищий че ловек теми же устами восклицает, что Лазарь, будучи на небе, не дол жен даже пальца помочить в воде, чтобы охладить язык пылающего в аду богача... Дипломат словами Христа учит, что нужно соединить в себе хитрость змеи с кротостью голубя. Богач, господин, заявляет, что нельзя садить за стол слуг раньше, чем сами не поели... Сословие уче ных чёрез Христа напоминает, что ученик не выше учителя. Агитатор в Христе кричит, что ради идеи можно, дескать, отречься и от отца, и от матери, и от жены, и от братьев и сестер, и даже от своей личности... Политик утверждает, что именно во внутренних междоусобицах причи на гибели семейств, городов и государств... Так где же тут, спрашива ется, цельный образ? О Н И - Н А М : — А вам не кажется, что именно наличие этих самых «противоре чий» говорит о том, что евангелисты не выдумали Христа? Ведь логич нее всего на их месте было бы «подправить», «спрямить» эти противо речия. Взяли бы и подредактировали тексты! Однако же нет, не под правили, не спрямили. И это-то как раз и говорит в пользу того, что Христос все-таки был на самом деле. Ведь и в жизни, смотрите, пове дение людей и их слова так часто бывают противоречивыми!.. Это за висит от обстоятельств, от непоследовательности самого человеческого характера. А Иисус как раз очень часто обнаруживает чисто человече ские слабости. Много раз он прячется, чтобы избежать расправы над собой, молится — «да минует меня чаша сия» — и тем самым тоже до казывает свою бедную, незащищенную человечность. Да и на кресте он ведет себя совершенно по-человечески, а его предсмертное восклица ние «боже мой, боже мой, за что ты меня оставил?»—разве это не крик человеческого поражения? Нет, придумывать все это евангелистам бы ло незачем... А какой скверный характер у казначея общины Иуды! А неучтивое поведение братьев-пророков! А эпизод с женщиной, кото -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2