Сибирские огни, 1976, №12
венный вид. Где-то здесь по каньонам и седлввинам шла древняя торговая тро па, соединявшая Лену с Индигиркой и Колымой». Очень интересны этнографические за рисовки автора, его наблюдения за изме нением жизни и обычаев аборигенов Севера Советского Союза. Расследование легенд о чучуне началось с путешествий по Якутскому краю накануне Великой Отечественной войны; тогда «...еще су ществовали почтовые станки со станци онными смотрителями, ямщиками и сменными лошадьми». Автор описывает быт кочующих охотников, встречу с «вымирающим» шаманом, который «то пил печи в учреждениях райцентра, во зил воду и дрова, сторожил склад продо вольствия». До войны еще сохранялись магические обычаи поклонения духам; «Здесь среди камней стоял жертвенник— грубо сбитый метровый крест, увешан ный тряпочками, жгутами конского во лоса. Жертвы безжалостно трепал ветер. Пожилой проводник, привязав своих оленей к нарте, подошел к кресту и по ложил около него спички и патрон, при давив свои приношения камнем...». Следы чучуны в послевоенное время ведут ученого в низовья Лены, ближе к тундровому охотнику, занимающемуся песцовым промыслом. И. Гурвич собира ет материал о чучуне в бассейне Яны, описывает жизнь эвенов и русских ста рожилов; путешествуя по Колымской тундре, Охотскому побережью, Камчатке и полуострову Чукотке, знакомясь с обы чаями морских зверобоев, этнограф пы тается узнать тайну легенды, волновав шей людей много лет. Автор обращает внимание на коренные изменения в пос левоенной Чукотке, на причудливое пе реплетение быта, обрядов и традицион ной одежды чукчей и эскимосов с при метами цивилизации, с новой техникой и новыми социалистическими формами жизни. В книге «Таинственный чучуна» автор выступил и как исследователь северно го фольклора, сумел перенести голос на рода на страницы книги. Настойчиво, пытливо, терпеливо слушал он народные предания, отбирая в них рассказы о чу чуне. Под свист пурги и уютное кипение чайника в яранге, в окружении сладкого дыма, вьющегося из трубки, ему расска зывали о диком человеке старуха-скази тельница Христина, шаман Апыы, охот ник-каюр, усть-янский старожил, испол нитель олонхо и сказочник Кирйс, девяностолетний старик Пантелеймон и бабушка Марый. С уважением и тепло той ученый называет имена хранителей северной старины, мудрецов, уходящих из жизни, помнящих удивительные со бытия и встречи. Главное же в том, что автору удалось собрать фольклорный ма териал, относящийся не к далекому про шлому, а записать сказку, созданную народом в наше время. И. Гурвич пока зал, как из уст в уста, из селения в селе ние, из района в район переходила ле генда народа, создавая фантастический портрет чучуны. Вдохновленный этими преданиями на многие годы, он нашел теперь их в тай никах своих полевых папок и поведал читателю. Т. ПАНКРАТОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2