Сибирские огни, 1976, №12
разговор, проводя разделение лириче ской и исповедальной прозы. Не мог, конечно, и В. Шапошников обойти лирической прозы и ее особенно стей при рассмотрении книг серии «Мо лодая проза Сибири». Однако критик не посчитал нужным особо выделить эту проблему, основательно разобраться в сегодняшних спорах,— попросту пробле ма лирической Прозы не звучит в его статье. А на практике он сталкивается с произведениями такого характера, хотя бы с «Сибирскими повестями» А. При- ставкина. И тогда в адрес писателя раз дается упрек, никак не учитывающий характер и особенности лирической про зы: «Приставкину,— пишет В. Шапош ников, — вполне достаточно разового единственного поступка, чтобы составить твердое мнение о человеке». Можно принимать или не принимать лирическую прозу, но в любом случае необходимо учитывать ее специфику, которая как раз в том и состоит, что пи сатель не выстраивает длинный ряд ар гументов в пользу того или иного выво да. Он выхватывает наиболее характер ный эпизод и высвечивает его. Разуме ется, бывает, в чем упрекнуть и такого писателя. Скажем, в том, что он избрал далеко не характерный эпизод, недоста точно ярко раскрыл его, но упрекать в том, что писатель, автор лирического произведения, судит по одному эпизоду о человеке — в таком случае неправо мерно. Что ж, скажет читатель, известно ведь, что литературоведение обогащает крити ку.. Однако не надо спешить на этом ос новании с односторонними выводами, что критика всегда и везде выступает в отношении к литературоведению как благодарная и внимательная ученица. Это далеко не так. Критике, как правило, чужд подход к произведению литературы как к бес спорной данности. Фигурально говоря, литературоведение с большей силой по казывает, как сделано произведение, а критику всегда острее интересует вопрос, из чего оно сделано. В книгах наших авторов обе эти тен денции представлены с достаточной яс ностью. В книге В. Шапошникова не обходится ни один мало-мальски развер нутый разговор о том или ином произве дении без сравнения конфликтов, полу чивших свое воплощение в произведе нии, с конфликтами нашей действитель ности. Порою это констатация согласия с автором, чаще — споры с ним. Так, оценивая в общем довольно высоко по весть П. Киле «Идти вечно», В. Шапош ников пишет: «Однако, сосредоточив главное внимание на внутреннем мире героя, автор невольно сделал его «чи стым интеллектуалом», искусственно изолировал от окружающей среды. Создается даже впечатление, будто уни верситет и годы учебы ничего не приба вили к духовному образованию Филип па, настолько «автономен», обособлен он и от друзей-сокурсников, и от преподава телей. Автор упорно оберегает своего ге роя от всяких столкновений, не «впуты вает» его ни в какие конфликты, нигде не дает ему возможности показать «в де ле» свои высокие нравственные качест ва. Понимаю, таков был замысел автора, и отсутствие всего выше перечисленно го — лишь строгое следование этому за мыслу. Но все же хотелось бы видеть Филиппа отстаивающим свои убеждения не только с помощью логических умоза ключений». В статье «Дела семейные, дела сердеч ные» критик категорично оспаривает иных авторов, в произведениях которых за любовь выдается все: «и случайная связь, и мимолетный флирт, и «однора зовый блуд». Однако не только в таких резких суждениях проявляется принци пиальная позиция автора, она четко про слеживается в каждом отступлении в. статье о военной прозе «Шедшие в ата ку», даже в пересказе каких-то эпизодов произведения (статья «Хори и Калинычи X X века»), в любом компоненте каждой из критических статей. Нет, не найдем мы у В. Шапошникова суждений двойст венных, где воздается должное, как го ворится, и нашим и вашим. Что греха таить, такие статьи и рецензии не так уж редки в нашей практике. В общем о критической манере В. Ша пошникова следует сказать, что она от личается непринужденностью суждений и анализа, разговор здесь, что называет ся, идет на равных с писателем, т. е. ни чего в анализируемых книгах не берет ся на безусловную веру, каждая деталь художественного произведения испыты вается «на крепость» и верность дейст вительности. В. Шапошникову, например, как и читателям повести А . Черноусова «Эки пажи готовить надо», импонирует увле ченность писателя своим героем — нова тором в педагогике Кувшинниковым, но критик не спешит вслед за автором при зывать педагогов работать «по Кувшин- никову»: «Опыт работы молодого вожатого, безусловно, интересен и заслужива ет внимания,— пишет критик,— однако рекомендовать его в качестве панацеи от всех бед в современной педагогике, как то делает автор, пока рановато. Ибо пе дагогика действительно «особое произ водство», как метко выразился однажды Василий Васильевич Князев, и одним- двумя «рацпредложениями» всех про блем здесь не решить». Все это придает статьям В. Шапошни кова острую полемичность, которая, од нако, нигде не оборачивается самоцелью и тем более далека от развязности и хле сткой бойкости. Одно лишь следует за метить при этом: в суждениях о том или ином писателе критику необходимо с большей тщательностью учитывать уже имеющуюся критическую литера туру. Порою это необходимо не только* в полемических целях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2