Сибирские огни, 1976, №12
Статьи и рецензии В. Шапошникова, учителя по профессии, а в последнее время находящегося на литературной ра боте, печатались в журналах «Литера турное обозрение», «Сибирские огни», в «Литературной газете», «Литературной России», «Советской Сибири» и других центральных и сибирских изданиях. Так что книгу свою В. Шапошников с пол ным основанием назвал «Продолжение знакомства». Тем более, что двумя года ми раньше в Красноярске издан его очерк творчества Анатолия Чмыхало. Н. Тендитник много лет работает в Ир кутском университете, научные ее инте ресы — в области советской литературы двадцатых годов. Не раз выступала она с литературоведческими статьями в ака демических изданиях. Но в последние годы больше всего Н. Тендитник при влекает современный литературный про цесс, заметно активизировалась ее критическая деятельность. Работы ее публиковались в альманахе «Сибирь», журнале «Байкал», в иркутских газетах. Прежде всего хочется отметить, что выступления названных авторов всегда отличаются проблемностью. Хотя книга Н. Тендитник составлена из очерков творчества отдельных писателей-ирку- тян — Д. Сергеева, В. Распутина, В. Ма риной, А. Вампилова, В. Шугаева,— все же в каждой из статей сборника творче ство того или иного писателя анализиру ется, как правило, в контексте современ ного литературного процесса. Скажем, при рассмотрении творчества В. Распу тина Н. Тендитник обращает внимание на то, что «общими усилиями многих талантливых прозаиков современности вырабатываются качественно новые принципы исследования человеческой души». Такой аспект оправдан и вьп'екает из своеобразия творческой манеры талант ливого прозаика. Одновременно это дает возможность высветить очень важную особенность современной советской ли тературы — усиление ее психологизма. Принцип проблемного рассмотрения литературы сегодняшнего дня более по следовательно выдержан в книге В. Ша пошникова. Он вообще отказался от мо нографических статей. Каждая из вклю ченных в книгу работ вбирает в себя анализ самых различных писателей и произведений. Надо ли говорить, что этим задача критика заметно усложня ется. Не всегда ему удается должным образом организовать материал. И тогда сам автор, чувствуя и понимая это, пря мо признается, что поведет разговор в рецензионном стиле. Наибольшей уязви мостью в этом отношении, пожалуй, страдает самая крупная статья книги — «Уроки молодой прозы Сибири». Однако в большинстве своем критик успешно справляется с нелегкой задачей, добива ясь четкого развития мысли и строгой организованности большого и разнооб разного материала. К лучшим работам книги в этом смысле я бы отнес прежде всего статью о проблемах современной юмористики «Чему смеетесь?» и обзор «Дела семейные, дела сердечные». Не может не импонировать серьезный подход В. Шапошникова к «веселому» жанру нашей литературы. И его реви зия в юмористическом хозяйстве выяв ляет здесь немало слабостей и промахов. Разве многочисленные уголки юмора и уголочки сатиры в самых различных изданиях не наталкивают порою на мысль, что «юмористика наших дней упорно стремится к поискам каких-то универсальных, раз навсегда отработан ных приемов, стремится зачастую рас смешить читателя, указывая пальцем на одно и то же лицо?» Разве мы не согла симся с критиком, что здесь порою на стойчивый поиск в области содержания и формы подменяется шаблоном и тра фаретностью, различного рода рассказа ми-парадоксами, рассказиками-хохма ми, попросту говоря, мини-юмором? Все это не просто декларируется в статье, но и доказывается на весьма вы разительных примерах. Впрочем, кри тик находит и немало примеров проти воположного значения. Анализируя лучшие рассказы Гр. Горина, JI. Ленча, М. Левитина, он убеждает читателя, что в юмористике, как и в любых других произведениях литературы, важны пре жде всего гражданская направленность, социальная значимость и высокий уро вень художественного исполнения. В последнее время настойчиво говорят о необходимости объединения усилий критики и литературоведения в подходе к литературному процессу сегодняшнего дня. Под этим объединением прежде всего понимают усиление теоретическо го начала в критических выступлениях. В самом деле, надо ли говорить, насколь- но весомее и основательнее становятся работы, в которых мы ощущаем живое биение теоретической мысли, стремление не просто оценить то или иное произве дение, но и увидеть в нем факт проявле ния какой-то закономерности развития литературы. Наконец, литературоведе ние с его вековыми традициями имеет, как правило, более разнообразный инст рументарий анализа произведения. Все это бывает крайне необходимо критике для того, чтобы основательно разобрать ся в тех или иных произведениях сегод няшнего дня. Именно этого критике зачастую как раз и не хватает, ибо обо гащению аналитического инструмен тария просто не придается должного значения. Нет сомнений, что книга Н. Тендитник в этом отношении выигрывает в сравне нии с книгой В. Шапошникова. Ограни чусь одним характерным примером. В статье Н. Тендитник о творчестве Д. Сергеева заходит разговор о лириче ской прозе. Критик во всеоружии всту пает в полемику со многими авторами, утверждая свое понимание лирической прозы. Но этого кажется мало исследо вателю, и тогда она еще более утончает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2