Сибирские огни, 1976, №12

телю, и писателю. Этим качеством и жадным любопытством к жизни «брать­ ев наших меньших» и отмечены лучшие страницы книги Н. Дворцова. Вот премудрая ворона Санька: «Дашь корку — она ее долбанет раз-другой, по­ том — в корытце Тузика. Опустит и ждет, когда размокнет. А если Тузик сунется — скандал. Всегда Санькин верх был. Тузик боялся». Тщательно отобран­ ные детали, подробности помогают авто­ ру раскрыть нрав, особенности «характе­ ра» ежонка Кузьки: «Безобидные игол­ ки мгновенно вздыбились, грозно торчат во все стороны — не подступись. А ма­ ленькая мордашка ушла под колючий панцирь. Лежит у меня на ладони колю­ чий шарик, не шевелится. Я тоже не ше­ велюсь, хотя уколы оказались довольно чувствительными. Больно, но больше то­ го любопытно. Вот, думаю, как у тзбя. Самооборона. От кого же, думаю, ты на­ учился этакому? Мать, похоже, потерял совсем маленьким, ничего не успел пере­ нять от нее, а вот поди же — умеешь по­ стоять за себя. Полежал ежонок, поле­ жал и, видать, понял, что опасность ми­ новала или оказалась ложной. Гляжу — иголки начали укладываться вплотную, стали вновь безобидными. А тут мор­ дашка хитренькая выставилась. И ежо­ нок как ни в чем не бывало закрутился на ладони, намереваясь перебежать на стол». Пристальное внимание к миру приро­ ды позволяет Н. Дворцову делать свои, пусть маленькие, но открытия, интерес­ ные и поучительные для читателя любого возраста. В рассказе «Инстинкт про­ тивоположного свойства» есть любопыт­ ная сцена игры девочки и котенка Мур- зика в прятки: «— Пап, пап, ты видел, как мы с Мурзиком в прятки играем? — Какие прятки? — буркнул я, не от­ рываясь от работы. — Ну, в прятки, самые настоящие... Он только не прячется, он вадит. — Ты брось, Варька, мне некогда. И вообще я просил тебя... — Ты что, пап, не веришь? Ты по­ смотри... Нет, ты сиди и смотри... Вот сейчас я его настрою... Поняв, что я сдался, Варька ушла в коридор. — Вадь, Мурзик, вадь! И не подгляды­ вай. Ишь ты!.. Варька, заскочив в комнату, присела за диван-кровать. А секунду спустя вле­ тел Мурзик. Глаза горят охотничьим азартом. Осмотрелся и, заметив Варьку, вспрыгнул на диван-кровать, подбежал и сверху ударил девчонку по голове, дес­ кать, вот ты, нашел». Сборник разнообразен в жанровом отношении. Например, рассказы, объе­ диненные в цикл «Друзья жданные и нежданные», можно назвать лирической повестью в новеллах. В них есть один герой — автор, от лица которого и рас­ сказываются забавные и поучительные случаи из жизни животных и птиц. Н. Дворцов использует разнообразную палитру изобразительных средств: вво­ дит в текст просторечие; некоторые сце­ ны окрашены юмором, часто он пользу­ ется иронией, сатирическими красками, направленными против тех, кто хищни­ чески относится к природе, к ее обитате­ лям (цикл «Природа, люди и варвары»). Порой автор обращается к публицистике, ведет прямой разговор с читателем о на­ сущных проблемах охраны природы,— все это делает его прозу жизненно убе­ дительной и актуальной, современной по звучанию. В некоторых случаях писатель пишет романтически-приподнято и его проза звучит как лирические стихи, что даже подчеркнуто самой графикой, располо­ жением строк. Вот он пишет о скворцах: Прилетят, принеся на крыльях Весну. Весну — всем. А Любовь, Веру, Вдохновенье, Надежду — Это по выбору, кому что нужно. К сожалению, в новом сборнике Н. Дворцова есть недочеты, которые не украшают книгу. Встречаются отдель­ ные стилистические небрежности, плохо отредактированные строки («потерял ин­ терес ко всякому (всему? — Г. К.) окру­ жающему»; «оглянулся (очнулся? — Г. К.) и думаю»; очень часто слова, даже не имеющие иронического подтекста, бе­ рутся без надобности в кавычки («А как минует «бабье лето» — начина­ ется хлюпкая, печальная слякоть»; «...напустит хмурым днем белых «мух» и т. д.). Однако главное в том, что писатель умеет в обыкновенном увидеть поэзию, из будничного и заурядного явления из­ влечь лирическую эмоциональную ис­ кру. Как раз это качество делает его прозу достоверной и поэтической. Г. КОНДАКОВ Надежда Тендитник. В битве за человече­ ские сердца. Критические заметки. Иркутск, Вост-Сиб. кн. изд., 1975. Владимир Шапошников. Продолжение зна­ комства. Литературно - критические статьи. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1976. Отрадно, что в последние годы книги литературно-критического жанра стали появляться значительно чаще, чем, ска­ жем, до постановления ЦК КПСС 1972 года «О литературно-художествен­ ной критике». Немало таких книг и на счету издательств Сибири. Понятно, что это способствует привлечению все новых и новых сил в литературную критику. Правда, и иркутянка Надежда Тендит­ ник, и новосибирец Владимир Шапошни­ ков, о которых и пойдет речь в этой ре­ цензии, не новички в литературной кри­ тике. Однако с книгами они выступают впервые.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2