Сибирские огни, 1976, №12
и возвращались вновь... Не принесли 6 беды! В разгар уборки прохлада сменилась холодом, небо потускнело, и однажды ночью из-за горы, перемахнув ее, нале тел ураган со снегом. Все потонуло в кромешной тьме, разбойном вое и сви сте... А потом ветер стих, метель улег лась, но снег шел и шел — сухой, круп чатый, плотный. Неубранная пшеница осталась под ним». Ничьих литературных влияний не чув ствуется в абсолютно самостоятельном повествовании М. Осодоева. Вот эта ор ганичность таланта и сообщает его про изведениям живую национальную спе цифику. Иной раз своеобычные приметы наци онального бытия выливаются в экзотич ность повествования, когда писатель не живет сам в нем, а выполняет роль экс курсовода читателей по своей стране. Тогда его герои приобретают вырази тельность экспонатов в музее, они обога щают нашу эрудированность, но не дают пищи уму, чувству. Так возникают обра зы кулаков, сельских активистов. Подоб ные фигуры в некоторых случаях спо собны лишить ярких соков жизни не только Национальную историю, но и сов ременность. Тогда весьма своеобычная древняя культура восточных народов воспринимается просто как вчерашний день, а то и как занятная страничка в мировой истории. В двух небольших повестях М. Осодо ева читатель знакомится с целым миром людей, которые за короткое время дей ствия прочно входят в читательское со знание. Юный табунщик Ардан, его отец Сэрэн и мать Сэсэг, колхозный бригадир Яабагшан, конюх Намсарай, учительни ца Дарима Бадуевна (повесть «Месть»), Дулмадай, ее мать Шаажан, отец Мар- хай, братишка Бимба, добрые дедушка Балдан и бабушка Янжима («На отши бе») — все они после прочтения книги останутся надолго в нашей памяти. И происходит это потому, что М. Осо- доев очень близок к своим героям, поло жительным ли отрицательным, и вместе с ними живет в повествовании. А эта писательская близость сообщает образам объемность, позволяет им обрести плоть, зажигает в жилах кровь, заставляет жить в трех измерениях. У Матвея Осо доева герои даже в своих отсталых, тем ных верованиях, в убеждениях, чуждых нашим, материалистическим, — живые люди, определить облик которых одной краской писатель не берется. Конфликты обеих повестей строятся на столкновении старого, отживающего в нашей жизни, и нового. И повествование М. Осодоева исполнено живого чувства, когда писа тель воссоздает картину яркого предут реннего сна мальчика Ардана, увидев шего себя вдруг в залитой солнцем го лубой степи с любимым погибшим конем Пегим, и когда он описывает сонные видения шамана Дардая, вспомнившего себя в прошлом, богато одетым в нацио нальный бурятский наряд, среди покор ных его воле батраков. Такая авторская позиция М. Осодоева исполнена большого художественного смысла, писатель тонко, без нажима, со храняя чувство объективности, осужда ет все несправедливое, нечестное, злоб ное и поддерживает доброе, чистое, пере довое. Авторская оценка поступков героев всегда присутствует в лирико- драматическом повествовании, только она очень сдержанна, спрятана где-то в интонации, в одном слове, в свободном синтаксисе... М. Осодоев сохраняет объ ективность ровно настолько, чтобы не повредить художественной правде пове ствования, но его высокая нравственная позиция всегда явственна в произве дениях. Воспроизводимая М. Осодоевым жизнь предстает во всей своей полнокровности, запоминается еще и потому, что писатель воссоздает ее во всей сложности, его ни как не упрекнешь в однозначности, уп рощениях. Шаажан, героиня повести «На отшибе», — это далеко зашедшая собст венница, теряющая постепенно челове ческий облик и привязанность близких. Но писатель подошел к ней не с одной краской в своей палитре, а с необходи мой широтой взгляда. И родились про никновенные страницы о тяжелом, уни зительном детстве ' и юности Шаажан. Они, может быть, и не оправдывают се годняшнее поведение героини, но сооб щают этому образу объемность и не повторимость. М. Осодоев подмечает в своих персона жах, в их взаимоотношениях целую гам му оттенков, не только выявляющих правого и неправого, но и фиксирующих чисто человеческие привычки, привязан ности, слабости, убеждения героев. И то гда эти образы оказываются художест венно обогащенными, герои не исчезают из нашей памяти вместе с окончанием повести, а их поведение, вся жизнь, ка жется, может «длиться» и во времени, и в пространстве. Такой художественный эффект обеспечивается глубиной и ши ротой взгляда автора, чей «наблюдатель ный пункт» находится где-то выше и в стороне (и одновременно очень близкого чем мы уже говорили) от непосредствен ного круга действий персонажей. Яабагшан (повесть «Месть»), причи нивший людям много зла, — фигура отнюдь не ординарного злодея. Писатель постепенно дорисовывает образ Яабагша- на от элементарно-злого и завистливого человека до убежденного чинуши, бюро крата. Перо М. Осодоева нигде не брыз жет несдержанным гневом, и для такого несимпатичного ему действующего лица, как Яабагшан, у писателя находится и чувство юмора, и понимание. Другими словами, в повестях М. Осо доева совершенно нет заданности. Авто ром владеет непосредственное чувство— воссоздать жизнь родного края во всех дорогих ему красках. И он улавливает аромат этой жизни и запечатлевает его.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2