Сибирские огни, 1976, №12
...За это родство с океаном, с многоликой планетою всей благодарны нежданной, желанной пролетающей стае гусей. Г. Кругляков — автор «Зеленого архи ва», «Лунного поезда» и «Окжетпеса» — поэт со своей, ярко выраженной манерой письма, со своим отношением к образно сти. Читателю, который привык в поэзии к иному стилю и ценит в стихах прежде всего «простоту», многие художествен ные тропы поэта могут показаться вы чурными, алогичными. Несколько лет назад даже в «Литературной газете» по явилась по этому поводу фельетонная реплика (при этом произошла некоторая неувязка между отделами редакции и были, в частности, высмеяны стихи, ра нее в самой же «Литгазете» и опублико ванные). Но для читателя, не спешащего осмеять незнакомое и прошедшего шко лу образности у Хлебникова, Маяков ского, Пастернака, Мартынова, скоро станет ясно, что «нелепость» иных обра зов Г. Крутлякова — на самом деле лишь свежесть взгляда, выявляющего в пред мете, явлении то, что другому сразу не заметно. Как, например, в стихотворении «Цапля»: Медленны, медленны взмахи крыльев вблизи от земли, как из огромной рубахи ноги свисают твои. Но порой автор «Окжетпеса» все же переоценивает силу своей наблюдатель ности, не проверяет увиденного и запе чатленного «линейкой» — а без этого, увы, не обойтись. Я не буду придираться к тому, что в стихах «Свисали четыре босые ступни» эти ступни меж собой «болтают» (автор дважды повторяет это), хотя такая метонимия меня отнюдь не восхищает: у ног в жизни есть задачи все же важней болтовни. Но то, что в од ном случае эти говорливые ступни сви сают н а д рекой, а тут же рядом о них сказано, что они- едва достигают «песча ного дна»,— это уже неоправданная не брежность. И так у Г. Крутлякова не раз. Если же говорить о книге в целом, то поэт прав в своей автохарактеристике: «Я краски люблю яркие, сочные. Я их ловлю, как блики солнечные». Яркими красками рисует Г. Кругляков картины истории и природы, которые не могут оставить равнодушными нас, людей по следней четверти X X века. П. КОСЕНКО Борис Полов. Кир из «Порт-Артура», Ново сибирск, Ззп.-Сиб. кн. изд., 1975. Наверное, читатель несколько удивит ся. заметив на титуле небольшой по объ ему книги Бориса Попова «Кир из «Порт- Артура» подзаголовок — роман. Не стоит скрывать: мы любим роман за обстоятельность, неторопливость мно гопланового повествования, за особый эпический размах. Так же, как ценим роман, прежде всего, за отражение этап ных событий социального характера, за глубину жизненных конфликтов, за «широкоформатный» охват действитель ности, судеб людских, судеб народных.» Отвечает ли книга Б. Попова, так внешне не похожая на роман, законам жанра, его высоким требованиям? Автор переносит нас в мир дореволю ционного детства, показывает своего юного героя в первый год Октября. Чув ствуется определенная автобиографиче ская струя в этом повествовании. Пре дыдущая книга Б. Попова «Это ты, мо лодость» также была вся построена на материале «путешествия в собственную молодость», молодость комсы: яростные схватки с кулачеством, агитпоходы, слу жба в рядах Красной Армии - Мальчик, по имени Кир (столь замыс ловато нарек его при крестинах подвы пивший поп),— из предместья' сибирского города. Зовут эту городскую окраину по- разному: многие — «Нахаловкой», а ин валиды и их семьи — «Порт-Артуром». Вот так, еще не ведая о недавней русско- японской войне, не зная ничего о герои ческой обороне крепости, маленький Кир приобщается к историческим событиям. «Секрет» обаяния лучших образцов ав тобиографической литературы как раз в том, что она постоянно открывает новые и новые заповедные уголки ребячьей души, тончайшие движения психики ма ленького человека и вместе с тем рель ефно выявляет какие-то новые грани социального устройства общества, вехи прошлого. Ибо с первых же шагов акса- ковского Сережи, Николеньки Иртенье- ва, Темы Карташева, Алеши Пешкова и Вити из «Последнего поклона» В. Аста фьева возникает рассказ о будущей лич ности, о гражданине своей страны, сво его Отечества. Вот почему столь разное, столь контрастное детство и отрочество этих героев волнуют нас сегодня, имеют для нас во многом общий знаменатель. В детстве нашего героя Кира есть и жаркая игра в «чижика», в «сыщиков- разбойников», есть нешуточная сабель ная битва с крапивой, неожиданный по дарок старшего друга — настоящий фо нарик, есть уморительный эпизод с генеральским индюком (не без участия Кира оставили «Индея Ивановича» без роскошного хвоста), есть, наконец, завет ная рыбалка на Оби. Словом, все, как у многих мальчишек самых разных поко лений. Но есть и другое. Обрывки раз говора родителей о том, чтоб «чаще фар тило», робкая мечта матери отложить хоть немного денег на собственную избу, выбраться из землянки... Кир, сидящий верхом на могутной отцовской груди, вытаскивает из косматой бороды семеч ки, ,по-взрослому ворчит: «Опять, окаян ный челт, албуз*м закусывал!» И — пристань, где отец почему-то не таскает огромных мешков и ящиков, а держит последний раз в своей широкой руке маленькую ладонь сына, обнимает мать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2