Сибирские огни, 1976, №12

ждающее звучание. В небольшом фор­ мате запечатлел художник могилу жены своего друга Никиты Муравьева. Рядом с церковью, на фоне далеких сопок, по­ росших лесом, одинокий холмик с дере­ вянным крестом. Пейзаж строится на контрастах тонов. Если передний план написан сочно, плотно, то церковь легко прописана коричневатым цветом на фо­ не светло-голубого неба и дымчатых далей. Из читинских пейзажей можно отме­ тить необычную по своей композиции «Сопку близ Читы с могилой неизвест­ ного солдата...» (1829— 1830, собрание Эрмитажа). Смело, крупным планом слева, чуть не во весь формат, изобра­ жается здесь огромный деревянный крест на невысоком пьедестале в виде сруба из бревен. Это символ каторжной Сибири. И как бы через него автор от­ крывает зрителю окружающий мир — голубоватые, залитые солнцем далекие сопки, цветущую природу, полную жиз­ нерадостности. Внизу, под холмом, зеленым ковром уходит к горизонту, к сопкам окутанный сизой дымкой лес. Около своеобразного памятника — группа декабристов, бесе­ дующих между собой. Несмотря на, ка­ залось бы, драматический сюжет, пей­ заж полон оптимизма, веры в красоту жизни. Автор приводит зрителя к моги­ ле неизвестного солдата на вершину холма, откуда и развертывает перед ним величественную панораму сурового За­ байкалья. Художник уверенно владеет воздуш­ ной перспективой. Впечатления глуби­ ны пространства он добивается преиму­ щественно цветом и светом, а не с по­ мощью только линейной перспективы или объемных вех. Рельефность объема по мере удаления деревьев к горизонту сглаживается, контуры смягчаются, ин­ тенсивность красок гаснет. Рассеянный дневной свет помогает художнику до­ стичь общей тональности... Надо сказать, что пейзажная живопись Н. Бестужева в целом явилась серьез­ ным вкладом не только в сибирское, но и в общерусское искусство. Мужествен­ ного, одаренного художника-декабриста почитали не только сибиряки, но и приезжавшие в Сибирь иностранцы. В доме Бестужевых, в Селенгинске, по­ бывали и тепло отозвались о творчестве художника поляк Немировский, швед­ ский рисовальщик и портретист Карл Мазер, английский живописец Томас Аткинсон... Велико значение тридцатилетнего пребывания в Сибири героев декабря •1825 года, оставивших глубокий след во всех сферах научного и художественно­ го творчества. Выражаясь словами В. И. Ленина, «их дело не пропало...»: благо­ дарные потомки с благоговением будут относиться к их подвижническому труду на благо будущей процветающей Си­ бири. -------- 12. Сибирские огни № 12.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2