Сибирские огни, 1976, №12

стоит в открытых дверях) — вырази­ тельно дополняют повествование, пре­ вращаясь в типические явления воссоз­ даваемого быта декабристской ссылки. Все это изображено ясным, лаконичным и скромным в живописном отношении языком, которым хорошо владел само­ дельный художник. Расположение фигур в композиции раскрывает их взаимоотношения. Удач­ но использована плоскость небольшого формата. Интерьер мельницы выполнен со знанием линейной перспективы. Дей­ ствие происходит в просторном, светлом помещении. Интерьер написан легко, тонким акварельным слоем, в основном двумя цветами: потолок и стены — в светло-серой гамме, а мебель и пол — в холодновато-коричневой. Одежда людей подчинена общему цветовому решению. Декабристы показаны за разными за­ нятиями. Оболенский читает книгу, сидя на чурбаке около двери. По другую сто­ рону, опершись на косяк двери, Репин курит трубку. Лорер, сложив руки на груди и широко расставив ноги, слуша­ ет рассказ Якушкина. Правее, ожидая своей очереди у жерновов, стоя, беседу­ ют Муханов и Бесчастнов. В глубине помещения видна фигура Аврамова, который вручную крутит жернова... Подобный же характер сюжета ощу­ тим и в картине «Летняя ночь», изобра­ жающей декабристов внутри тюремной камеры в Петровском Заводе, и в неко­ торых других, к сожалению немногочис­ ленных, полотнах рано погибшего ху­ дожника, который внес свою лепту в развитие бытового жанра сибирского ис­ кусства. Самой крупной фигурой среди худож- ников-декабристов был, безусловно, Ни­ колай Александрович Бестужев (1791— 1855). С детских лет его природные твор­ ческие способности могли благополучно развиваться, так как семья жила при Академии художеств. О том, что Бесту­ жев обладал значительным мастерством портретной живописи еще до ссылки, свидетельствует его «Автопортрет», на­ писанный в 1825 году и находящийся сейчас в экспозиции Эрмитажа. В не­ большом овале он изобразил себя в черном мундире морского офицера с зо­ лотыми эполетами. На темно-охристом фоне поясное изображение фигуры дано в фас. Густые, чуть вьющиеся черные волосы не падают на высокий лоб, не выбиваются из общего овального очерка головы. Во всем облике угадывается внутреннее возбуждение, которое сдер­ живается волевым усилием. Лицо серь­ езно, выписано мягко, тщательно, от­ крытые глаза упорно всматриваются во что-то, находящееся за пределами порт­ рета. Художественное дарование Н. Бесту­ жева особенно проявилось во время за­ ключения его в Петровской тюрьме. Здесь он показал себя настоящим, про­ фессиональным портретистом, писал много, хотя живописные достоинства его работ все-таки различны. В портретах художника этого времени видно тяготе­ ние к документальности изображения и мягкой гармонии тонов. Перед нами об­ разы людей непреклонных, сильных ду­ хом, еще более закаливших свою волю в тюрьме. Самым ценным в художественном творчестве Н. Бестужева является ико­ нография декабристов, исходной точкой которой является передача внутреннего мира, индивидуальности человека. Все свое внимание поэтому художник сосре­ доточивал на лицах, выделяя их цветом и светом. Портреты М. Лунина, В. Давы­ дова, Н. Муравьева, И. Пущина, П. Бо­ рисова, А. Одоевского, И. Горбачевского, А. Крюкова, М. Якушкина привлекают обстоятельностью и характерностью об­ разов, художественной целостностью ис­ полнения и составляют одну из лучших страниц сибирского изобразительного искусства второй четверти X IX века. Создавая целую портретную галерею, Н. Бестужев видел перед собой живых людей в различных житейских ситуаци­ ях. Значительное место здесь занимают образы самоотверженных и преданных жен декабристов: все они исполнены простоты и благородства, чувства собст­ венного достоинства, всегда идут рядом с мужьями, являются их деятельными помощниками. Уже в одной из ранних работ — порт­ рете Е. П. Нарышкиной (1832, собрание Эрмитажа) — перед нами предстает че­ ловек большой скромности. Вместе с тем за внешней непритязательностью облика чувствуются сильная воля, энер­ гия и внутренняя сила. Это типично поч­ ти для всех образов декабристок Н. Бе­ стужева, которые часто сочетают в себе черты внешней женственной хрупкости с решительностью, твердостью. Нарышкина — в темном тяжелом платье с высоким кружевным воротни­ ком. Волосы уложены в высокую при­ ческу. Лицо ее, наполовину закрытое вуалью, очень тонко и тщательно пропи­ сано, великолепно переданы его нежные, точеные формы, проницательно выра­ жение голубоватых глаз. В изящном повороте головы чувствуется тревож­ ное, порывистое движение. Портреты Н. Бестужева привлекают не только своей добросовестной завер­ шенностью и возвышенной гуманисти­ ческой направленностью, но и настой­ чивым желанием раскрыть в герое то, что делает его настоящим человеком, живущим полнокровной жизнью, волну­ ют чистым, высоким идеалом личности, светлой и яркой мечтой о гармонии и счастье. Художник, не получивший си­ стематического специального образова­ ния, мог опираться в работе лишь на собственное чутье, на собственный жиз­ ненный опыт. Ему трудно еще было прийти к большим социальным обобще­ ниям в своем творчестве. Однако он всегда питал веру в то, что составляет лучшие качества человеческой души.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2