Сибирские огни, 1976, №12
стоит в открытых дверях) — вырази тельно дополняют повествование, пре вращаясь в типические явления воссоз даваемого быта декабристской ссылки. Все это изображено ясным, лаконичным и скромным в живописном отношении языком, которым хорошо владел само дельный художник. Расположение фигур в композиции раскрывает их взаимоотношения. Удач но использована плоскость небольшого формата. Интерьер мельницы выполнен со знанием линейной перспективы. Дей ствие происходит в просторном, светлом помещении. Интерьер написан легко, тонким акварельным слоем, в основном двумя цветами: потолок и стены — в светло-серой гамме, а мебель и пол — в холодновато-коричневой. Одежда людей подчинена общему цветовому решению. Декабристы показаны за разными за нятиями. Оболенский читает книгу, сидя на чурбаке около двери. По другую сто рону, опершись на косяк двери, Репин курит трубку. Лорер, сложив руки на груди и широко расставив ноги, слуша ет рассказ Якушкина. Правее, ожидая своей очереди у жерновов, стоя, беседу ют Муханов и Бесчастнов. В глубине помещения видна фигура Аврамова, который вручную крутит жернова... Подобный же характер сюжета ощу тим и в картине «Летняя ночь», изобра жающей декабристов внутри тюремной камеры в Петровском Заводе, и в неко торых других, к сожалению немногочис ленных, полотнах рано погибшего ху дожника, который внес свою лепту в развитие бытового жанра сибирского ис кусства. Самой крупной фигурой среди худож- ников-декабристов был, безусловно, Ни колай Александрович Бестужев (1791— 1855). С детских лет его природные твор ческие способности могли благополучно развиваться, так как семья жила при Академии художеств. О том, что Бесту жев обладал значительным мастерством портретной живописи еще до ссылки, свидетельствует его «Автопортрет», на писанный в 1825 году и находящийся сейчас в экспозиции Эрмитажа. В не большом овале он изобразил себя в черном мундире морского офицера с зо лотыми эполетами. На темно-охристом фоне поясное изображение фигуры дано в фас. Густые, чуть вьющиеся черные волосы не падают на высокий лоб, не выбиваются из общего овального очерка головы. Во всем облике угадывается внутреннее возбуждение, которое сдер живается волевым усилием. Лицо серь езно, выписано мягко, тщательно, от крытые глаза упорно всматриваются во что-то, находящееся за пределами порт рета. Художественное дарование Н. Бесту жева особенно проявилось во время за ключения его в Петровской тюрьме. Здесь он показал себя настоящим, про фессиональным портретистом, писал много, хотя живописные достоинства его работ все-таки различны. В портретах художника этого времени видно тяготе ние к документальности изображения и мягкой гармонии тонов. Перед нами об разы людей непреклонных, сильных ду хом, еще более закаливших свою волю в тюрьме. Самым ценным в художественном творчестве Н. Бестужева является ико нография декабристов, исходной точкой которой является передача внутреннего мира, индивидуальности человека. Все свое внимание поэтому художник сосре доточивал на лицах, выделяя их цветом и светом. Портреты М. Лунина, В. Давы дова, Н. Муравьева, И. Пущина, П. Бо рисова, А. Одоевского, И. Горбачевского, А. Крюкова, М. Якушкина привлекают обстоятельностью и характерностью об разов, художественной целостностью ис полнения и составляют одну из лучших страниц сибирского изобразительного искусства второй четверти X IX века. Создавая целую портретную галерею, Н. Бестужев видел перед собой живых людей в различных житейских ситуаци ях. Значительное место здесь занимают образы самоотверженных и преданных жен декабристов: все они исполнены простоты и благородства, чувства собст венного достоинства, всегда идут рядом с мужьями, являются их деятельными помощниками. Уже в одной из ранних работ — порт рете Е. П. Нарышкиной (1832, собрание Эрмитажа) — перед нами предстает че ловек большой скромности. Вместе с тем за внешней непритязательностью облика чувствуются сильная воля, энер гия и внутренняя сила. Это типично поч ти для всех образов декабристок Н. Бе стужева, которые часто сочетают в себе черты внешней женственной хрупкости с решительностью, твердостью. Нарышкина — в темном тяжелом платье с высоким кружевным воротни ком. Волосы уложены в высокую при ческу. Лицо ее, наполовину закрытое вуалью, очень тонко и тщательно пропи сано, великолепно переданы его нежные, точеные формы, проницательно выра жение голубоватых глаз. В изящном повороте головы чувствуется тревож ное, порывистое движение. Портреты Н. Бестужева привлекают не только своей добросовестной завер шенностью и возвышенной гуманисти ческой направленностью, но и настой чивым желанием раскрыть в герое то, что делает его настоящим человеком, живущим полнокровной жизнью, волну ют чистым, высоким идеалом личности, светлой и яркой мечтой о гармонии и счастье. Художник, не получивший си стематического специального образова ния, мог опираться в работе лишь на собственное чутье, на собственный жиз ненный опыт. Ему трудно еще было прийти к большим социальным обобще ниям в своем творчестве. Однако он всегда питал веру в то, что составляет лучшие качества человеческой души.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2