Сибирские огни, 1976, №12
Одним из наиболее талантливых представителей портретного жанра яв- ляется Александр Михайлович Муравь ев (1802— 1853)— младший брат Никиты Муравьева. Бывший корнет Кавалер гардского полка, член Северного обще ства, причастный к делу семнадцати кавалергардов, А. М. Муравьев не имел систематического художественного обра зования, но его портреты полны жиз ненной правды, искренности и теплоты чувства. Только овладев немалым опы том работы с натуры, серьезно изучив человека, его индивидуальные особенно сти, типические социальные черты, можно было достигнуть такой силы убе дительности образа, как, например, в портрете брата Н. М. Муравьева, напи санном в теплой, темно-золотистой гам ме акварелью и цветными карандашами (1836 г., экспозиция Эрмитажа). Портрет отличается остротой индивидуальной ха рактеристики, живописностью, стара тельной лепкой лица. Художник нахо дит особое выражение образа, проявляя композиционную изобретательность, тонкость и глубину психологического раскрытия характера. Чеканная заост ренность черт лица производит впечат ление сильной, целеустремленной нату ры, внутренней собранности и твердой воли, присущих Никите Муравьеву. Вы сокая художественная законченность портрета, свежесть восприятия образа сочетаются с той подкупающей сдер жанностью средств и уверенностью по черка, которые говорят о значительных профессиональных навыках автора. Эти же черты глубокой содержательности свойственны и другим работам А. Му равьева, например, портрету декабриста Ф. Вадьковского (1821). Интерес художника к жизни, к совре менному ему обществу органически вы текал из присущего его характеру гума низма, чувства любви к людям, отдавав шим жизнь за лучшее будущее своего народа. А. Муравьев так много внима ния уделял портретам товарищей по ссылке и так выразительно раскрывал их мужественные черты, потому что превыше всего ценил в них волю, жаж ду свободы и человеческое достоинство. Кроме портретов, А. Муравьев зани мался изображением бытовых сцен из жизни декабристов и их семей. Ему принадлежат работы «Дневка», где жи вописуется момент привала декабристов во время перехода из Читы в Петров ский Завод, а также рисунок комнаты жены брата Александры Григорьевны. Своеобразное отображение жизни и быта своих товарищей по ссылке замет но в творчестве художника-самоучки Николая Петровича Репина (1796— 1831). Штабс-капитан лейб-гвардии Финлянд ского полка, член Южного и Северного обществ, он оставил ряд довольно инте ресных пейзажей Читы и Петровского Завода. Внук адмирала Карцева, дирек тора Морского кадетского корпуса, уча стник войны 1812 года, Н. Репин был образованным человеком, пользовался большой симпатией своих товарищей. Его жанровые произведения еще недо статочно изучены, редко воспроизводи лись. Они правдивы и убедительны по тому, что художник рисовал лишь то, что хорошо знал, что располагало его к творчеству. Таким естественным и дра гоценным для него источником вдохно вения и была жизнь товарищей-декаб- ристов. Н. Репин менее всего был сто ронним наблюдателем, бесстрастно констатирующим действительность. Его работы — это не только художественно выраженное восхищение несгибаемым мужеством ссыльных, непреклонностью их воли. Например, картины «Декабри сты у ворот Читинского острога» (собра ние Эрмитажа), «Летняя ночь» (собра ние Читинского краеведческого музея), «Декабристы на мельнице в Чите» (со брание Эрмитажа) и другие — это взвол нованный рассказ единомышленника о своих собратьях по борьбе. Наиболее характерная в этом отноше нии работа — «Декабристы у ворот Чи тинского острога». Перед глухими тюремными воротами, около полосатой будки, стоят цепочкой охраняемые кон воем декабристы, вышедшие на каторж ные работы. Ежась от холода, они разговаривают между собой. Художник своеобразно решает композицию, не группируя фигуры в тесный кружок или отдельные группы, а нарочито растяги вая их вдоль формата и ставя их в раз личные позы и повороты, чтобы полнее дать портретную характеристику каждо го персонажа. Один из конвоиров и М. Фонвизин (крайний слева) изображе ны спиной к зрителю. Фонвизин — в синей шубе с меховым воротником, жи во жестикулирует перед конвойным, другие декабристы одеты во что попало, вплоть до женских кацавеек. Себя автор показал оправа, в конце шеренги, у во рот, повернувшимся к товарищам, ко торые стоят слева направо. Это — А. Муравьев, М. Фонвизин, Я. Андрее вич, Н. Бестужев, А. Сутгоф. Каждый из декабристов наделен портретным сходством и присущим ему характером. Даже в М. Фонвизине настолько удачно уловлены его типичные черты, что узник с чуть сгорбленной от холода спиной сразу узнается зрителем. Хмурый день, неяркие, серовато-коричневые краски придают работе тревожное настроение. Рассматривая эту сцену, в которой ху дожник старательно прорисовал все де тали, мы как бы переживаем состояние героев, сочувствуем их положению и протестуем заодно с автором против их жестокой участи. Подобное понимание внутреннего мира героев слито в единое и выразительное целое в работе «Декабристы на мельни це в Чите». Здесь даже второстепенные подробности— половицы пола золотисто коричневого цвета, бревна стен мельни цы и другие предметы интерьера, шуба с меховым воротником Фонвизина (он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2