Сибирские огни, 1976, №12

ИСКУССТВО В. Токарев «ИХ ДЕЛО НЕ ПРОПАЛО...» Три десятилетия (1827— 1856) длилось невольное пребывание декабристов в Сибири. Вместе с развитием горной и зо­ лотодобывающей промышленности все сильнее ощущалась в суровом крае по­ требность в людях, обладающих не только определенными техническими навыками, но и имеющих прямое отно­ шение к сокровищнице русской и миро­ вой культуры. Остро чувствуя свою культурную обездоленность, особенно в области литературы и искусства, Сибирь нашла в лице декабристов своих просве­ тителей, в том числе и художников. Природа Западной и Восточной Сиби­ ри, жизнь и быт сибиряков явились ис­ точником творческого вдохновения ху- дожников-декабристов, занимавшихся, в основном, тремя жанрами изобрази­ тельного искусства: портретным, быто­ вым и пейзажным. Все они, за исключе­ нием В. П. Ивашева и Н. А. Бестужева, были любителями-самоучками. Их рабо­ ты не всегда отличаются высоким художественным совершенством, но до­ роги и сейчас тем, что донесли до нас образы лучших представителей русского общества первой половины XIX века. Так, нам известны два портрета, ав­ тором которых был штабс-капитан лейб- гвардии конно-пионерского эскадрона Михаил Александрович Назимов (1801— 1888). В 1826 году он был сослан в Витим, а в 1830 году переведен в Курган То­ больской губернии. На первой картине запечатлен облик одного из виднейших декабристов—И. Д. Якушкина, а на вто­ рой изображен бывший саперный пору­ чик, польский революционер Готфард Собаньский. близкий к декабристам. В области пейзажной живописи за­ метное место занимает творческое на­ следие Василия Петровича Ивашева (1794—1840). Его работы — например, ви­ ды Читинского и Петровского острогов, выполненные акварелью, тушью, каран­ дашом и сепией, а также планы, фаса­ ды и дома в Туринске — говорят о значительном профессиональном мастер­ стве художника. Учился живопйси он вначале на своей родине, в Симбирске, потом в Москве и Петербурге. Есть все основания полагать, утверждает исследо­ ватель М .. Ю. Барановская, что при занятиях рисованием сыграло известную роль его знакомство с президентом Ака­ демии художеств А. Н. Олениным, в доме которого он часто бывал. («Декаб­ ристы в Сибири». Новосибирск, 1952). В. Ивашев внимательно изучал приро­ ду Сибири и окрестности городов, в ко­ торых проживал. Рисовал он бегло, лаконично и, вместе с тем, выразитель­ но, в пейзажи нередко вводил людей, делая их как бы соучастниками своего восприятия природы. Пейзажи В. Ива­ шева полны света и воздуха. На его творчестве, несомненно, Сказалось влия­ ние Н. Бестужева, с которым он одно­ временно находился в читинской и пет­ ровской тюрьмах. Глубокое чувство любви и поэтическое восприятие сибирской природы заложе­ ны в пейзажах одаренного художника- самоучки Ивана Александровича Аннен­ кова (1802—1878). В Чите и Петровском Заводе он также сделал ряд акварель­ ных работ, в которых часто изображал ненастную погоду всех времен года. Тонко и умело выполнен им рисунок тушью Читинской тюрьмы. Интересными были пейзажи другого художника-любителя — Якова Макси­ мовича Андреевича. Его художественное наследие невелико и хранится в Читин­ ском краевом музее, а также в частных собраниях. Известны два вида Читы. Один изображает зеленое поле с пасту­ хом и стадом коров. На другом листе изображен пейзаж с березами. Творчест­ во Андреевича также несет на себе отпечаток влияния Н. Бестужева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2