Сибирские огни, 1976, №12
нежная сыновняя любовь к тебе? Какой лютый враг может выжечь лю бовь к тебе? Скорей темные леса твои опрокинутся корневищами в небо, а вершинами' вра стут в землю, чем выжгут из сердец твоих сынов вечную, неискоренимую любовь к тебе... Да и как можно выжечь, искоренить то, что вошло в кровь человека вместе с молоком его матери! Когда он малым ребенком уже любил тебя, сидя в зим ние стужи на теплой печке, вздрагивая от выстрелов мороза в' углах избенки и слушая чудесные сказки седой, подсле поватой бабки. Родина! Теплый полынный ветер ти хих осенних твоих полей! Синее небо с венцами журавлиных стай! Необъятна ты и величественна, как океан»... Трилогия Ефима Николаевича Пер- митина «Жизнь Алексея Рокотова», со стоящая из трех книг — «Раннее утро», «Первая любовь» и «Поэма о лесах»,—за служенно пользуется у читателей огром ным успехом. ■ В воспоминаниях о Пермитине Афа насий Коптелов писал: «В Алексее Роко- тове, отличном охотнике, редчайшем знатоке зверей и птиц со всеми их по вадками, увидел самого Ефима Николае вича. Как-то в минуту откровенности он признался одному из собеседников: — Алексей Рокотов — я, но на девяно сто процентов. Остальное позволило раз двинуть рамки собственной биографии, дало простор авторскому домыслу...» В последней книге трилогии — «Поэме о лесах» — автобиографические страни цы прослеживаются очень часто; боль шой интерес представляют,— по спра ведливому мнению А. Коптелова,— рас сказы Алексея Рокотова о «создании журнала «Охотник Алтая», о переезде в Новосибирск, о работе над своими пер выми книгами. Там запечатлена наша общая писательская молодость, первые нелегкие шаги советской литературы в Сибири. Там созданы запоминающиеся образы первых «огнелюбов», как назы вал Горький ближайших сотрудников нашего журнала,— Лидии Сейфуллиной, Владимира Зазубрина, Вивиана Итина, Ивана Ерошица, Кондратия Урманова. В московских главах даны встречи с Исааком Бабелем. Михаилом Пришви ным, Сергеевым-Ценским и многими другими крупнейшими художниками слова. В этой книге Рокотов уже не на девяносто, а на сто процентов — сам Пермитин...» Анализ творческого пути, жизни, пи сательских исканий Ефима Николаеви ча Пермитина сделан в значительных работах критиков, в воспоминаниях его друзей. Таковы книги Шкерина «Тайны творчества», Манторова «Ефим Перми тин»;» таковы очерки Александра Смер- дова «Певец любви и природы», Афана сия Коптелова «Ефим Пермитин» — очерки людей, близко знавших пи сателя. К сожалению, в их рассмотрение не попала книга, появившаяся уже после смерти автора. Сын писателя, Юрий Ефимович Пермитин, бережно собрал и подготовил к изданию сборник «Страсть», который вышел в издательст ве «Современник» в 1973 году. В него вошли рассказы и очерки о людях Юж ного Алтая, научивших маленького Ефима «видеть и понимать мир во всей его сложности и красоте» Именно эти люди впервые пробудили в нем ярко озаренную любовь к Родине, к природе многокрасочного Алтая, вдохновен ным певцом которого он станет впослед ствии. Некоторые из этих рассказов и очер ков публикуются впервые и не нашли еще необходимой оценки критики; они несут в себе черты самобытной одарен ности автора, позволяют отчетливо про следить и с т о к и е г о т в о р ч е с т в а — н е и с с я к а е м ы е з о л о т ы е р о д н и к и н а р о д н о г о т а л а н т а , питавшие его еще в детские годы. И к ним относятся самые близкие люди — мать, отец, бабушка, дядя Миша, целая плеяда людей из народа — сказоч ников, рассказчиков, мастеровых-умель- цев. В каждом из них заложен «дар божий», каждый награжден природой редкостным глазом художника, необык новенно тонкими способностями к твор ческим постижениям. Они и подтолкнули мальчика на желание творить, способст вовали развитию буйной, безудержной фантазии, жадного стремления походить на этих людей, с его точки зрения, не обыкновенно ярких физически и ду ховно. Сборник открывается рассказом «Мать». — М а т ь — с в я т о е с л о в о , — скажет впоследствии писатель, воссозда вая образ русской женщины-тружени цы, матери тринадцати детей, образ ред чайшего обаяния и внутренней чистоты. Жизнь матери — Ирины Тимофеев ны — была подвигом самоотречения во имя детей и семьи. Безоговорочная по мощница мужу в его нелегких трудах, она, не зная устали, без сетований и сте наний переносила лишения и нужду, тяжкие беды, выпавшие на ее долю. У нее было стойкое, возвышенное серд це, неистощимая сила добра и любви к людям, редкая способность быть счаст ливой счастьем и радостью другого че ловека. «Мать обладала талантом доброты и обостренным ощущением природы, ко торые она все время бессознательно стремилась привить нам, детям»,— вспо минал Пермитин. С нежностью и благо дарностью он вновь повторял: «Лицо ма тери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. Все хотелось ей накормить голод ного и не только постучавшегося нище го, но и случайно зашедшего малознако мого человека, угостить, утешить в беде».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2