Сибирские огни, 1976, №12
В. Солнцева ПЕВЕЦ СИБИРИ Ефим Николаевич Пермитин. Долгое время сознание не хотело мириться со смертью этого удивительно жизнерадо стного, веселого, жизнелюбивого че ловека. Широкогрудый, плечистый богатырь- сибиряк,— от крепкого рукопожатия его сильных рук невольно охали люди,— был, казалось, полным воплощением бьющей ключом энергии, неистощимых сил — и духовных, и физических. Взгляд добрых серо-голубых глаз со средоточенно внимателен. Большелобое, немного скуластое лицо со скорбными складками у рта — лицо человека, много пережившего, передумавшего, видевшего и сохранившего душу чистую, живую, взволнованно, с непосредственной ис кренностью откликающуюся на события в родной стране и в мире. Жила в этом подвижном, быстром, звонкоголосом крепыше детская от крытость и незащищенность; неугасимо горело в нем доброжелательное стремле ние к верной и постоянной дружбе и радостная готовность оказать услугу то варищу по перу — отклик по первому зову. Он мог ликовать по поводу чужой литературной удачи. Он был стреми тельно легок на подъем, когда этого тре бовало дело добра, дело помощи страда ющему человеку. Честность, смелость и мужество, поиск доброго и прекрасного, убежденная не нависть к отжившему миру и его пере житкам,— таким остался в памяти дру зей Ефим Николаевич Пермитин. А друзей у него было много; дружба с некоторыми товарищами длилась деся тилетиями и с честью прошла многие испытания. Тонкий знаток и ценитель искусства, народный художник СССР Е. В. Вуче тич, создатель портретной и монумен тальной скульптуры, по праву относил Е. Н. Пермитина к «страстным > и див ным певцам природы и любви». В предисловии к книге рассказов Пер митина «Охотничье сердце» Е. Вучетич подчеркивал, что писатель, как «всякий большой художник, находит свои собст венные картины и краски. Он по-своему умеет видеть и слышать шум леса, ох ваченного предвесенним ликованием. Кисть его, сочная и яркая, создает объ емные и зримые картины: «Павлиний хвост зари выцвел. Набежали тени, оку тали пни и деревья. Над поляной, по- хоркивая, медленно пролетел вальд шнеп. В лицо пахнуло теплом. Запахи земли стали острее. Небо расцвело золо тыми розами. Серп луны, как лодка из тростников, вынырнул из таинственных глубин и поплыл по небесному саду. Кроткая тишина обняла землю». Или вот еще один мазок и целая картина: «Лес уже гудел от любовных песен, как огромный орган под сводами высокого купола: казалось, пело само небо, сама земля, каждая ветка дерева в искрах росы». «Это книга о радости и .торжестве жизни»,— справедливо и точно опреде лил Вучетич. И, действительно, ярко выраженная тональность ощущения жизни как радо стного деяния, неугасимого и торжест вующего, присуща большинству произ ведений Пермитина. Победно звучат эти ноты даже в таком социально-заост ренном романе, как «Горные орлы». Но здесь необходимо отметить и особо ост рый, постоянный, первостепенный инте рес Ефима Николаевича к проблемам социальным, к взаимоотношениям лю дей различных классов и устоев, его пристальное внимание и глубокие раз думья о задачах социалистической куль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2