Сибирские огни, 1976, №12
ка о том, как бог послал скучающему в столичной гостинице литератору некую лихую девицу со всеми ее откровениями; или рассказ о том, как дневники загадоч но скончавшегося живописца кто-то по чему-то преподнес автору, чтобы мы вместе с ним могли теперь прочесть о са мом человечески-сокровенном... Приду мать можно и позанятней. Но мне в этом случае всего важней подчеркнуть, что и эти придумки-остров ки, почти независимо от их литературно го качества, органично вовлекаются в поток, психологическая стихия и их за ставляет работать на общее: историйка о гостиничной искательнице приключе ний, в конечном счете, рождает острое ощущение, как тлетворна для всего ок ружающего душа, пустая и циничная, а сквозь не очень складный сюжет о жи вописце пробивает такая ощутимая жажда любви — той, что есть любовь- поклонение, любовь-подвиг, что «светло горит в нас и делает из нас поэтов, рыцарей, героев. И просто хороших людей». И так можно сказать о многом дру гом в этой повести, о тех ее страницах, где автор пишет о своем счастье жить на родной земле, любить ее природу — пишет с надрывом, с исступленностью, будто творит какую-то языческую мо литву: «Но разве не чудо — сама жизнь? Не чудо ли — вот этот дар матери-зем ли, живая природа: вода, травы, деревья, звери, птицы, рыбы, запахи? И не чудо ли — сама миссия человека быть творе нием природы, познающей себя? Быть любимым и любящим сыном ее. И хра нителем...». Не ощути читатель этой неистовости, во многом пропал бы для него смысл и тех моментов, когда рука рассказчика сама собой тянется к туристскому топо рику на боку,— тянется при виде «тури стов», нагло, со смехом истребляющих малую речку... Когда он стоит, огорошенный, пе ред еще не убранной колхозной пше ницей, по которой пробита свежая колея: «Кто-то очень нервный, очень то ропившийся зарулил прямо на живое поле и смешал с грязью не одну сотню буханок. За ним ринулся другой, тре тий... А теперь дело за дождем: текучая вода унесет и эту порцию земли-корми лицы. Пашни у нас убавится, а оврагов, где растет лишь крапива да лебеда, при бавится... И на некопаной картошке я видел такие пиратские дороги. И на яч менном и гречишном поле. По кренде лям, по кашам, по общему нашему кала чу — жми, Ванюха: на футбол опазды ваем...». Не просто передумана, но именно п е р е ж и т а в «Дороге на Коён» вся эта философия земли, рода, старой сибир ской деревни, которая уходит в небытие. Непростая такая философия, когда са мыми. резкими словами хочется пору гаться со всеми «плакальщиками» по старине, в том числе и со своим колле гой-литератором,— и вместе с тем так грустно, так щемит душу при мысли об уходящем. Все противоречивое в самом себе, вся душевная сумятица вынесена на люди, доверчиво раскрыта перед чи тателем. И дело здесь вовсе не в том, чтобы я, читатель, прочитав такое, стал бы не пременно осмыслять эти сложные мате рии именно так, как Сапожников. Или, того пуще, стал бы их п е р е ж и в а т ь его чувствами, подстраиваться под его терзания и радости (я, может, и под ге роев самого Толстого не подстраиваюсь, своим живу!). Дело в том нравственно психологическом «поле», которое сумел создать автор повести, в той доверитель ной, исповедальной обстановке, которая остро действует и на самую сонную ду шу, требует ответить на чувство чувст вом,— пусть даже наперекор тому, что испытывает автор или герой, «от против ного». Но отзываешься непременно! С какой-то необычайно свежей силой переживаешь в себе это вековечное, для тебя, казалось, давно решенное: земля и ты, честь рода, человек в историческом потоке. Есть в произведении это «поле», эта стихия самовыражения — и все стано вится на свои места: идеи и философ ские посылки обретают свойства «живой воды», возникает ощущение подлинно сти характеров, свой смысл, свой более или менее твердый критерий обретают писательские приемы и находки, изыски мастерства: только в общей системе можно понять, зачем они и насколько удались. А вне «поля», идейно-психо логически не одухотворенные, что они и стоят, любые эпитеты, меткие или не меткие, красивые пейзажи или некраси вые, детальки, словечки, «хода»... Много есть определений у художест венного психологизма, позволю приба вить к ним еще одно. Главная задача психологического анализа состоит в том, чтобы создать в произведении подлин ную атмосферу искусства, в которой ху дожественное слово только и способно выполнять ту свою работу, которая не под силу, может, сотням и сотням науч ных, логических понятий и построений. А художественному слову под силу,— потому что им здесь не столько о б о з н а ч а ю т , сколько ж и в у т .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2