Сибирские огни, 1976, №12
и мировоззренческой насыщенностью. В конечном счете, писатель добивается того, что из всей непритязательности историек о прошлом постепенно вырас'- тает живое чувство исторических связей. Мы им проникаемся до такой степени, что уже и на знакомую от века луну не можем посмотреть без того, чтобы не подумать о вечности, об этих неотступ ных связях с «той самой луной, ко торая через много лет после этого стояла надо мной в розовом небе под Орлом, той самой луной, которая много лет раньше светила над прадедушкой под Берлином, под Дрезденом, под Гамбургом, той самой луной, которая и ныне освещает забро шенное кладбище в Скулянах, его сухую серебристую полынь, его изъеденные временем, вросшие в землю мраморные плиты с разноязычными надписями... той самой луной, на которую уже сту пила нога человека — разрушителя и созидателя». Как ни мала «судьба-песчинка», но, устремляясь в жизненном потоке, она захватывает с собой частицу самого Вре мени. И человеческая личность вдруг представляется словно бы сотканной историей, причастной — сознательно или бессознательно — к таким глобальным процессам, как становление государства, нации, народного миропонимания. Не где-то в абстракции, а именно в челове ческой душе происходит отбор лучшего нравственного материала для будущего, вырабатываются моральные критерии. Через человеческую душу происходит взаимосвязь поколений — формируется выношенная в долгих мечтаниях «земля людей». И тогда впрямую звучит сокровенная философская мысль романа: «Как все в природе, я бесконечен. Мое начало, так же, как и мой конец, может быть только условно... Я существую в так называе мом времени, которое так же, как и я сам, бесконечно»; «Все распалось, раз рушилось... Осталась лишь таинственная связь между ним, моим дедушкой, и его предками и его будущими потомками, ис торическая судьба которых заключалась в боевом служении России...»; «Читая и перечитывая эти записки, я все время не только ощущал как бы свое присутст вие при описанных событиях, но даже причастность к ним, личное участие в них...». Малой каплей несутся в жизненном потоке герои романа, но уже не кажется привходящим в этой семейной хронике частое упоминание имен Петра I и Мазе пы, Шамиля и Кутузова, Пушкина и Мицкевича, Дениса Давыдова и Халту рина, Веры Засулич и Фрунзе... Отличительная черта произведений такого рода — искреннее доверие автора к движению времени, к прогрессивному характеру самого человеческого бытия. Это книги, по-своему воплотившие ас пекты того творческого процесса, о ко тором недавно с 1 высокой трибуны пар тийного съезда было сказано как о за мечательной способности искусства и литературы передавать «потомкам па мять сердца и души». С точки зрения художественного пси хологизма, Валентина Катаева можно изучать как большой материк: долины и горы, обрывистые склоны. Когда худож ник набрал такую силу, прошел через «Время, вперед!», через «Белеет парус одинокий», через «Святой колодезь», все это у него уже было,— тогда, видимо, и возникает этакое «богатырское» каче ство психологизма: писатель м о ж е т в се , как ни напишет, как резко ни сме нит стилистический пласт, все равно по лучится по-катаевски, художник будет прав. О том, как большой писатель свободно пользуется самыми разными психологи ческими системами,— настолько свобод но, что порой даже пугает нас, сегодняш них, привыкших к литературной упорядоченности,— наверно же, всего выразительней могли бы сказать приме ры хрестоматийной классики — Чехов, Горький, не говоря уже о Льве Толстом, в «диапазонах» которого разместится, пожалуй, вся известная нам психологи ческая стилистика. Однако не менее интересно критику наблюдать и становление психологиче ского анализа у писателей, пусть не столь маститых, зато сегодняшних, формиру ющихся буквально у нас на глазах. Ф о р м и р у ю щ и х с я — вот что здесь главное. Всегда манит возможность под метить, зафиксировать фантомы чего-то ускользающего, невидимо растущего: как возникает зеленый лист на дереве, как зима оборачивается весной. Откуда у мо лодого художника те или иные психоло гические импульсы, как накапливается лишь ему одному свойственное «чувство души», а соответственно и умение воссоз давать его, человеческое мастерство. Можно представить себе, как велик соблазн для любого критика рассмотреть, рассказать, как такое происходит, ска жем, на материале творчества Биля Липатова или Виктора Астафьева, или Юрия Бондарева — от «Юности коман диров» до «Берега». Десять лет назад мне довелось писать о первой крупной книге сибиряка Влади мира Сапожникова 1 — тогда еще доволь но молодого автора. Его сборник «Пер вые петухи» составили рассказы о людях с трудными судьбами, но характерами поразительно жизнестойкими. «Почти каждый рассказ В. Сапожникова — это своеобразный психологический этюд, ис следующий, чем жив человек, что удер живает его на жизненной стремнине да же тогда, когда приходят тяжелые вре мена, наваливается беда, ломается судьба...». 'В . Л и т в и н о в . Молодость художника, молодость героя. «Коммунист», 1965, № 13; В. Литвинов. Писатель начинается... М., 1966.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2