Сибирские огни, 1976, №12
продолжением в журнале «Дон». Уже первые главы, помню, рождали искрен ний интерес: вот появилось произведе ние, словно бы специально подтвержда ющее все наши критические соображе ния насчет историчности не только поступков, но и чувств героев, о соци альной, исторической детерминирован ности человеческих эмоций, страстей, душевных взрывов — всего того, что при нято называть сугубо интимным, непод властным общим законам и прямо не зависящим от исторических движений. И тем не менее... Галина Серебрякова не побоялась в большинстве случаев сопрячь характеры и историю, что называется, напрямую: у каждого из членов семьи Балаковых с историей свои особые и весьма тесные взаимоотношения. Врач Тереза Балакова занимается проблемами людей-долгожи- телей — этих живых аккумуляторов времени, как говорится в романе, «дей ствующих лиц исторических взлетов, не повторимых дат»... Сестра ее Мария — историк по специальности, кандидат на ук: всю свою сознательную жизнь «не истово и увлеченно, как следопыт, Ма рия Павловна пробивалась внутрь истории». Сын Марии Павловны, тоже кандидат исторических наук, Виктор Балаков, одержим изысканиями в веках настоль ко, что даже испытывает от этого насто ящие физические муки: «Одаренный во ображением необычайной силы, Виктор часто страдал от зримости своих мыс лей... Нелегко было жить одновременно в двух различных столетиях — восем надцатом и двадцатом — да еще в столь различных государствах, как феодаль ная Франция Людовиков и Россия двад цатого века...». В романе отмечаешь и другие вариан ты взаимодействия человеческой судьбы с историческим временем. Архитектор Томин (отец Виктора) соединяет в себе любовь к иконам Рублева с дерзкими планами городов будущего, которые ог ромными бутонами станут парить под облаками, лишь тонким стеблем при крепленные к земле. Близкий Балако- вым человек, медик Любаша Броницкая, врачуя своих больных, привыкла смот реть на человеческую душу, как на «ог ромное хранилище», где «откладываются слезы и . смех, духовные находки и го речь потерь, тысячи действительных по ступков и видений наяву...». Что же касается патриарха рода Бала ковых, Павла Александровича, то он поистине сама биография века, вопло щенная в человеческой судьбе. Родив шись в старообрядческой семье и с ран них лет видя в людях личных своих врагов, гонителей «истинной веры», Па вел Александрович к исходу дней пред стает перед нами как человек, прошед ший через все горнила истории и сделав ший для счастья людей бесконечно много,— сколь многозначительна эволю ция личности вместе с обществом! Такие герои не могут не вызвать в нас самых искренних симпатий. Тем более обидно, когда замечаешь, что в процессе самораскрытия эти значительно заявлен ные характеры не только не обретают глубин индивидуальности, но словно бы мельчают. Как ни звучит это парадок сально, но виной тому нередко оказыва ется «неосторожное» обращение к чувст вам героев, психологический анализ, которому положено вскрывать все новые пласты в духовном мире личности, а он, случается, «вскрывает» в героях нечто совсем иного рода. Умные сестры Бала- ковы в чувствах своих обнаруживают вздорность, мелочную неуживчивость. В характере молодого Виктора Балакова дерзость ученого мирно сосуществует с пошлыми повадками провинциального донжуана. Со старым Балаковым в чи тательском восприятии все определеннее связывается «стихия» нестерпимого, так и хочется сказать, «пенсионерского», менторства, бесконечного словоговорения. Симпатичный старик по временам готов, кажется, утопить собеседника (и читате ля заодно) в море общих слов и баналь ных истин. Когда-то Плеханов строго упрекал на роднических писателей (в том числе, лучшего из них, Успенского) за неумение использовать замечательную, способность художественной литературы внушать идеи через образы и эмоции; по его словам, у этих писателей «мысли их как бы переливались через край образов и превращались в прямое обращение к читателю». Осмыслить через душевный мир героя личность, в сопряжении с социальным анализом показать, как идейное раскры вается чувством, заставить читателя пережить идею, эмоционально ощутить ее «в себе»,— это, конечно же, весьма не легкая задача, но художник не должен отступаться от нее, не должен искать простых путей. Роман «Из поколения в поколение»—■ о народной интеллигенции, потому от автора ждешь особо острого раскрытия интеллектуальной подосновы чувства, показа живых связей между эмоциями и исповедуемыми идеями. Однако эту сложную задачу писатель решает порой довольно однообразным способом — свои убеждения герои высказывают с по мощью, цитат и сентенций. Через них общаются друг с другом, с ними стара ются осмыслить собственное чувство, «самовыразиться». Недаром, когда однажды интеллигент ные сестры, профессор и кандидат наук, заводят очередную свару — злобно, по- кухонному понося одна другую («декрет в юбке!», «безвольная самочка!» и проч.), кто-то из них произносит просто-таки вещую фразу: «На все случаи жизни — одни сентенции, цитаты!». И действительно, на все случаи. По мере чтения романа сентенции, вы сказываемые старым Балаковым, выст раиваются в длинные ряды, и качество
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2