Сибирские огни, 1976, №12

труде (где еще так наглядно и обнару­ живает себя известный закон диалекти­ ки о переходе количества в качество!). Когда в произведении действуют эти­ чески «завершенные» герои, как-то про­ падает ощущение типических характеров в типических обстоятельствах, ибо для этих «завершенных» личностей обстоя­ тельства уже не суть важны — теперь при любых условиях герой будет достоин себя самого. Между тем формула типи­ ческого дорога нам именно своей дву- единостью: чтобы не утратить подлин­ ной реалистичности картины, нельзя ос­ лаблять внимания ни к характеру, ни к обстоятельствам. В этом сложном единстве психологи­ ческий анализ должен быть подлинно а н а л и з о м , видеть свой предмет в раз­ витии, в поиске — а не просто фиксиро­ вать готовое, «подбивать итоги». История покорения трясины — это в повести о Балуеве рассказ не только об энтузиаз­ ме рабочих людей, но и о драматическом моральном испытании: в этой ситуации буквально каждому пришлось отвечать, чего он стоит в трудностях, какова об­ щая цена каждодневным малым прояв­ лениям человеческой порядочности, до­ стоинства, товарищества. Вот уж дейст­ вительно людям на д е л е пришлось доказывать свою высоконравствен- ность,— трудовая ситуация предоставила возможность проявиться их самым глу­ бинным устремлениям и потенциям. «Каждый должен сердцем понимать и беречь каждого человека, для себя бе­ речь, потому что все во всех заинтере­ сованы. А отсюда мораль: от нравствен­ ности каждого человека зависит мое материальное, жизненное благополу­ чие...» Это, пожалуй, главная мысль по­ вести, лишний раз подтверждающая, на чем сосредоточен интерес автора рабо­ чей темы прежде всего. Через несколько лет, снова вернувшись к теме рабочей.нравственности, Кожев­ ников в повестях «Петр Рябинкин» и «Особое подразделение» старался до­ биться как можно большей пластичности при преломлении внешних событий в непосредственных душевных движениях своих героев. Раздумье о трудовой пси­ хологии здесь строится на более широ­ кой платформе, чем в «Балуеве», на бо­ лее свободных ассоциациях. Справедливо заметил Георгий Ломидзе в своей книге «Ленинизм и судьбы наци­ ональных литератур» относительно вто­ рой из этих повестей: «Психика челове­ ка, как о том говорят ученые,—это единст­ во многих факторов, взаимно связанных и обусловленных: совокупность воли, на­ строений, чувств, эмоций, привычек, ха­ рактера, мировоззренческих взглядов. Совокупность эта бывает разного качест­ ва, разного наполнения. Степана Буко­ ва можно, не сомневаясь, причислить на основании его поведения во многих критических моментах его жизни к личностям психически выносливым, стойким». Добавим к этому, что и сам его труд, эта исключительно современная профес­ сия бульдозериста, словно держит Буко­ ва постоянно на жизненном стрежне: в труде строителя естественно аккумули­ руется все новое и прогрессивное, дело его созидательно,— и потому в высшей степени гуманистично. Оно само по себе уже несет определенный нравственный заряд! Извечно присущая русской литературе нравственная тема в таких современных историях, как история бульдозериста Степана Букова, органично переплетает­ ся с новизной проблематики НТР. Эта история человека, выдержавшего нрав­ ственное испытание современностью и ставшего первым на своей стройке, дает нам воочию представить, что нет, не вы­ горел «кожевниковский» характер со временем, не согнулся под новыми све­ жими ветрами. Он нашел свое прочное место в нынешней действительности, свободно продолжает развиваться и уг­ лубляться. А если в Букове и осталось что-то «корявое», то это «корявость» взбурлен­ ного потока, вечно неуспокоенной нату­ ры, в которой сталкиваются разноречи­ вые чувства — сентиментальное соседст­ вует с гражданской дерзостью, а застенчивость и непритязательность — с максимализмом, доводящим Букова «до кулаков». Для писателя эти душевные движения в герое, все его нравственные приобрете­ ния за многие годы — очень дорогая ре­ альность в мире сегодняшних ценностей. Он прямо говорит о таких рабочих лю­ дях, как Степан Буков: «Страну нашу вызвездило хорошими людьми на всем долгом и трудном пути ее истории. Они нам светят при всех — и хороших и пло­ хих — обстоятельствах жизни, при лю­ бой, так сказать, погоде. Светят неуга­ симо...». Говорит об этом Кожевников с тем большей уверенностью, что сам много раз изображал их в своих книгах, рабо­ чих людей, которые светят при любой погоде. Все, что за десятилетия накопилось в его герое — от тех персонажей первых очерков на рабочую тему до Букова, поз­ же нашло воплощение еще в одной ипо­ стаси этого характера, в центральном персонаже романа «В полдень на солнеч­ ной стороне», Григории Петухове, кото­ рого мы видим командиром роты, потом учеником токаря, вожаком заводских коммунистов, в конце романа — дирек­ тором фабрики. Важность этого образа определена не только его центральным положением в повествовании и не только тем, что жи­ тейская биография Петухова во всех сво­ их поворотах оказывается такой «пока­ зательной» для послевоенного времени,— главное, что писателю удалось воссоз­ дать именно тот характер, человеческий тип, для которого жгучие общественные вопросы и проблемы оказались в выс

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2