Сибирские огни, 1976, №12
труде (где еще так наглядно и обнару живает себя известный закон диалекти ки о переходе количества в качество!). Когда в произведении действуют эти чески «завершенные» герои, как-то про падает ощущение типических характеров в типических обстоятельствах, ибо для этих «завершенных» личностей обстоя тельства уже не суть важны — теперь при любых условиях герой будет достоин себя самого. Между тем формула типи ческого дорога нам именно своей дву- единостью: чтобы не утратить подлин ной реалистичности картины, нельзя ос лаблять внимания ни к характеру, ни к обстоятельствам. В этом сложном единстве психологи ческий анализ должен быть подлинно а н а л и з о м , видеть свой предмет в раз витии, в поиске — а не просто фиксиро вать готовое, «подбивать итоги». История покорения трясины — это в повести о Балуеве рассказ не только об энтузиаз ме рабочих людей, но и о драматическом моральном испытании: в этой ситуации буквально каждому пришлось отвечать, чего он стоит в трудностях, какова об щая цена каждодневным малым прояв лениям человеческой порядочности, до стоинства, товарищества. Вот уж дейст вительно людям на д е л е пришлось доказывать свою высоконравствен- ность,— трудовая ситуация предоставила возможность проявиться их самым глу бинным устремлениям и потенциям. «Каждый должен сердцем понимать и беречь каждого человека, для себя бе речь, потому что все во всех заинтере сованы. А отсюда мораль: от нравствен ности каждого человека зависит мое материальное, жизненное благополу чие...» Это, пожалуй, главная мысль по вести, лишний раз подтверждающая, на чем сосредоточен интерес автора рабо чей темы прежде всего. Через несколько лет, снова вернувшись к теме рабочей.нравственности, Кожев ников в повестях «Петр Рябинкин» и «Особое подразделение» старался до биться как можно большей пластичности при преломлении внешних событий в непосредственных душевных движениях своих героев. Раздумье о трудовой пси хологии здесь строится на более широ кой платформе, чем в «Балуеве», на бо лее свободных ассоциациях. Справедливо заметил Георгий Ломидзе в своей книге «Ленинизм и судьбы наци ональных литератур» относительно вто рой из этих повестей: «Психика челове ка, как о том говорят ученые,—это единст во многих факторов, взаимно связанных и обусловленных: совокупность воли, на строений, чувств, эмоций, привычек, ха рактера, мировоззренческих взглядов. Совокупность эта бывает разного качест ва, разного наполнения. Степана Буко ва можно, не сомневаясь, причислить на основании его поведения во многих критических моментах его жизни к личностям психически выносливым, стойким». Добавим к этому, что и сам его труд, эта исключительно современная профес сия бульдозериста, словно держит Буко ва постоянно на жизненном стрежне: в труде строителя естественно аккумули руется все новое и прогрессивное, дело его созидательно,— и потому в высшей степени гуманистично. Оно само по себе уже несет определенный нравственный заряд! Извечно присущая русской литературе нравственная тема в таких современных историях, как история бульдозериста Степана Букова, органично переплетает ся с новизной проблематики НТР. Эта история человека, выдержавшего нрав ственное испытание современностью и ставшего первым на своей стройке, дает нам воочию представить, что нет, не вы горел «кожевниковский» характер со временем, не согнулся под новыми све жими ветрами. Он нашел свое прочное место в нынешней действительности, свободно продолжает развиваться и уг лубляться. А если в Букове и осталось что-то «корявое», то это «корявость» взбурлен ного потока, вечно неуспокоенной нату ры, в которой сталкиваются разноречи вые чувства — сентиментальное соседст вует с гражданской дерзостью, а застенчивость и непритязательность — с максимализмом, доводящим Букова «до кулаков». Для писателя эти душевные движения в герое, все его нравственные приобрете ния за многие годы — очень дорогая ре альность в мире сегодняшних ценностей. Он прямо говорит о таких рабочих лю дях, как Степан Буков: «Страну нашу вызвездило хорошими людьми на всем долгом и трудном пути ее истории. Они нам светят при всех — и хороших и пло хих — обстоятельствах жизни, при лю бой, так сказать, погоде. Светят неуга симо...». Говорит об этом Кожевников с тем большей уверенностью, что сам много раз изображал их в своих книгах, рабо чих людей, которые светят при любой погоде. Все, что за десятилетия накопилось в его герое — от тех персонажей первых очерков на рабочую тему до Букова, поз же нашло воплощение еще в одной ипо стаси этого характера, в центральном персонаже романа «В полдень на солнеч ной стороне», Григории Петухове, кото рого мы видим командиром роты, потом учеником токаря, вожаком заводских коммунистов, в конце романа — дирек тором фабрики. Важность этого образа определена не только его центральным положением в повествовании и не только тем, что жи тейская биография Петухова во всех сво их поворотах оказывается такой «пока зательной» для послевоенного времени,— главное, что писателю удалось воссоз дать именно тот характер, человеческий тип, для которого жгучие общественные вопросы и проблемы оказались в выс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2