Сибирские огни, 1976, №12
кими теплыми ласковыми глазами, что тот даже зажмурился...». Логика простая: будь человеком в кол- лективнрм труде, покажи себя, как сле дует, на субботнике — и тебе немедленно воздастся в любви. Объективные зако номерности социалистического труда здесь прямо переносятся на закономер ности нравственной жизни. Постепенно действительность новых времен заставляет писателя восприни мать эту взаимозависимость все осто рожней и тоньше. Встают задачи потруд нее, чем в случае с Пашкой Зухиным. Прядильщица Шишкова, гордость и краса фабрики, должна выбрать для себя сменщицу, а это на ткацком производст ве дело каверзное, даже мучительное: после- неопытной, нерасторопной напар ницы добрых поломены уходит на то, чтобы привести станки в порядок, заново наладить рабочий ритм. Раздумье ткачи хи Шишковой трудно, а результаты его неожиданны для многих: ставя под удар всю свою всесоюзную славу, берет она себе в сменщицы новенькую, много дней учит ее своему искусству, оставаясь на вторую смену. И в конце концов воспи тывает для фабрики еще одну замеча тельную мастерицу (очерк «Слово, дан ное Родине»), Нравственная мера оказы вается едва ли не решающей для понимания характера труда, для оценки мастерства рабочего человека. В книге Люсьена Сэва «Марксизм и теория личности» есть слова о том, что «труд, взятый в самом широком смысле этого термина... является не только луч шим показателем основных способно стей индивида, но доставляет тому, кто умеет его читать, рентгеновский снимок наиболее глубокой структуры его лично сти, ее достоинства и ее недостатки». Эта мысль весьма близка творческой прак тике и Кожевникова, испытывающего трудом буквально каждого своего героя. Впрочем, равно как и сам герой испы тывает автора — его умение писать о рабочей жизни, его живописные средства. Справедливо заметила Вера Смирнова относительно языка книг Кожевникова в статье «Современный портрет», посвя щенной повести о Балуеве: «Язык пове сти— намеренно грубоватый, шерохова тый, смелый, иногда даже вызывающе дерзкий — удивительно соответствует и жизни, которая изображена, и героям ее, ■и внутренней потребности самого ав тора». К этому можно добавить, что именно характер героя в немалой степени под сказал писателю многие особенности по этики, в том числе и подчеркнуто с о ц и а л ь н у ю направленность его психоло гического анализа. Если признать, что в характере героя художник утверждает собственную концепцию личности, то у Кожевникова эта концепция на первый план выдвигает классовое в герое, соци альную сторону его отношений с окру жающим. Писатель хочет, чтобы сама натура героя говорила о той историче ской почве, на которой человек вырос, чтобы общественное, историческое, наци ональное. классовое — все в характере оживало бы в сложном диалектическом единстве. Кожевников ведет героя «по самой грани», в наибольшей приближенности психологического анализа к собственно социологическому исследованию. Он под черкивает, что любые душевные колли зии— проявление воли, ума, непосред ственного чувства, стремлений, инстинк та, — все это имеет определенную о б щ е с т в е н н у ю ц е н н о с т ь , связано с нравственным уровнем общества, с ха рактером труда и производственных от ношений. Имея в учителях скорее Чернышев ского, чем Толстого, по своей стилисти ческой характеристике формально не принадлежа к писателям «психологиче ской школы», Кожевников, тем не менее, своими книгами стремится рассказать об особенностях д у ш е в н о г о склада рабочего человека, об истоках и движе нии его нравственности, о том, как в жиз ненных проявлениях его натуры просве чивает суть исторических событий и катаклизмов нашего времени. Еще в очерковой практике утверди лось: нравственные раскрытия в обста новке широкой общественной жизни — это главное о герое. В. И. Ленин сказал на III съезде комсомола, что именно нравственность служит объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, создающего новое общество коммуни стов. Такое понимание нравственности не раз отмечала критика в книгах Кожев никова, поддерживала в нем эту целе устремленность. Например, критик В. Ко- велев в статье «Дума о человеке буду щего», посвященной рабочему герою Кожевникова, указывал, что «особенно писателя интересуют «мелкие подробно сти» и неуловимые «тонкости» душевной жизни его героев, невидимые глазу мо лекулярные процессы психического раз вития человека в лучшую сторону» и что Кожевников прежде всего ищет «те психологические «координаты», по кото рым можно вообразить себе человека будущего в цельности и завершенности его облика». Как видим, есть критики, которые совсем смело выводят из «соци альной прозы» непосредственные психо логические черты, говорят в связи с ней о «тонкости» нравственного анализа. Среди всех возможных аспектов кри тического рассмотрения широко извест ной повести «Знакомьтесь, Балуев» один мне кажется по-особому интересным: как здесь Кожевников понимает нравст венный потенциал труда. Нравственное тоже ведь знает и ста тику свою, и динамику. Бывают произ ведения, где герои предстают перед нами уже сложившимися личностями. Бывает, что раскрывается п р о ц е с с постепен ного накопления в человеке моральных качеств, их упрочение в коллективном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2