Сибирские огни, 1976, №12

КРИТИКА ЛИТЕРАТНРОВЕДЕНИЕ В. Литвинов КЛЮЧОМ ХАРАКТЕРА В одном из рассказов Петра Проскури­ на (называется он «Шестая ночь») хоро­ шо сказано: «Недра, воды, в том числе и глубинные,— все изучат и подошьют в докладах и рефератах. А душа челове­ ка, его психика будет по-прежнему вы ­ зывать изумление, ставить в тупик, эта ничтожная точка во вселенной — чело­ век, и, обратите внимание, не менее сложная, чем вся вселенная. Вечный кладезь загадок, тайн, открытий в ней, только в ней, совершенство неизвестных нам еще сил...». Примерно теми же словами можно бы­ ло бы охарактеризовать и художествен­ ный психологизм в литературе: что мо­ жет быть для писателя притягатель­ ней (и сложней), чем попытаться по­ нять и воссоздать внутренний мир своего героя, увидеть его как частицу самой эпохи! Справедливо писал в журнале «Рус­ ская литература» (1974, № 1) В. В. Ком- панеец: «Психологический анализ, втор­ гаясь во внутренний мир человека, не ограничивается лишь его воспроизведени­ ем, а охватывает всю структуру челове­ ческой личности, проникая тем самым и в обстоятельства, сформировавшие эту личность». Как-то так получается, что о психоло­ гическом анализе в нашей критике пи­ шут все больше «монографически» — как Гоголя мучила его «страсть ловить душу в малейших чертах», как пришел к «диалектике души» Лев Толстой, как удавалось Тургеневу воплощать в своих героях тот принцип, согласно которому «поэт должен быть психологом, но тай­ ным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления — в их расцвете или увядании...». Отсутствие широкой платформы для исследований закономерностей художе­ ственного психологизма как глобально­ го явления искусства нередко приводит к тому, что «диалектика» здесь как раз и оборачивается метафизикой: получает­ ся, что обращение художника к чувст­ вам героя вызвано интересом главным образом к самим чувствам — отчего они происходят и как развиваются. Между тем ни для одного серьезного писателя психологический анализ ни­ когда не был самоцелью. И у Толстого «диалектика души» немыслима отдельно от социальной, идейной сущности его творчества. За психологическим анали­ зом в,«Войне и мире» встает весь Тол­ стой, целиком, 90 всем его великим и сложным. Раскрыть психологию того или иного героя для замечательного реали­ ста значило сказать о человеке и мире самое главное. При всей прихотливости человеческой психики, она способна вос­ создать наиболее правдивую и реальную картину бытия,— часто куда более ис­ тинную, чем внешне событийные момен­ ты в поведении людей. Своей «диалекти­ кой души» Толстой утверждал наиболее дорогие ему идеи о добре, о сокровищно- сти человеческой души, которую губит неразумно устроенное общество. Привычная фраза: «Толстой дает со­ циально-психологический анализ в фор­ ме «диалектики души». А речь-то идет, оказывается, не просто о ф о р м е , но всего больше как раз о с о д е р ж а ­ нии ! Особого внимания нашей критики за­ служивает психологический поиск на таком бесконечно важном направлении, как тема рабочего класса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2