Сибирские огни, 1976, №12
происхождения Земли». С ее выходом дискуссии по поводу теории Шмидта вспыхнули с новой силой. Статьи в пе чати и обсуждения «Лекций» во многих научных учреждениях явно показывали, что небольшой книжке удался «захват» новых сторонников идеи. Но яснее обозначились и противники. Среди них были серьезные, крупные специалисты, подходившие к проблеме с иных позиций. Теорию Шмидта, на пример, не признавал известный совет ский ученый, академик Виктор Амазас- пович Амбарцумян. Главное его возра жение в том. что космогонию солнечной системы можно создать лишь после того, как будет создана звездная космогония. Только с ее помощью, по мнению Амбар цумяна, могут быть вскрыты наиболее фундаментальные законы образования небесных тел, которые и должны лечь в основу представлений о рождении и формировании планет. В принципе Шмидт этого не отрицал. И потому опубликовал несколько работ по звездной космогонии. Но Амбарцумян именно эти труды Шмидта критиковал наиболее резко, считая, что в данном случае конструкции ума противоречат многочисленным! наблюдениям над ре альной жизнью Вселенной. Однако нельзя сказать, что известный астроном не оставлял камня на камне от метеоритной теории. Он неоднократ но подчеркивал, что многие конкретные положения новой космогонии представ ляют, по его мнению, выдающиеся от крытия. И поэтому с большим уважени ем относился к ее творцу. Через несколь ко месяцев после смерти Шмидта он писал Ирине Владимировне: «Я вспоми наю свои встречи с Отто Юльевичем, научные беседы и споры. Во всех этих случаях, независимо от согласия или разногласия друг с другом, у меня оста лось впечатление о его настойчивом и пытливом уме, о неизменном стремлении понять собеседника». Словом, возражения Амбарцумяна все гда строились по строжайшим законам научной полемики, в которой обе сторо ны проявляют одинаково горячую заин тересованность в одном — выяснить истину. Но далеко не все, кто бурно выражал свое несогласие с новой космогонией, были вдохновлены благородным стрем лением к познанию законов природы. Иных оппонентов беспокоило совсем другое: теория Шмидта наносила удар по их собственным конструкциям. И они всеми силами старались спасти эти — в основном, довольно чахлые — плоды сво их размышлений. Те специалисты, кто только и думал, как отстоять от напора Шмидта собст венные труды, стали искать аргументы против новой теории. Найти их внутри 10. Сибирские огни № 12, космогонии или астрономии — словом, возражать с помощью фактов или идей науки, о которой шла речь,— для людей такого рода всегда бывает нелегко. И они постарались вооружиться в иной сфере, которая казалась им более доступной. Короче говоря, на иных заседаниях, где теория Шмидта должна была вроде бы разбираться по существу, стали раз даваться громкие обвинения по адресу ее создателя. Как-то случилось: один и тот же оратор обвинил Шмидта в том, что он: 1) механицист, 2) позитивист, 3) агностик. Ему даже в голову не пришло, что столь несхожие грехи никак не мо гут соединиться в одном, даже самом великом, грешнике, ибо все три фило софские системы, к которым Шмидт был причислен, отрицают друг друга и на ходятся в непримиримой борьбе. Ну, допустим, в данном случае оратор пересолил — подвел молодой темпера мент. Настоящие мастера полемики та кого рода проявляли куда большую изо щренность, и само собой разумеется, каждый выступающий обвинял Шмидта в принадлежности только к какому-ни будь одному направлению буржуазной философии — и конечно, к тому, о кото ром сам оратор слыхал: оно и есть са мое реакционное. То соображение, что весь мир знал Шмидта как одного из самых последовательных и самых обра зованных марксистов своего времени, ораторов такого рода нисколько не сму щало. Нам сейчас легко шутить по этому по воду. А тогда... Всего за год до выхода книги Шмидта состоялась памятная ав густовская сессия Сельскохозяйственной академии, на которой классическая гене тика была объявлена лженаучной, ее приверженцы — подпавшими под влия ние буржуазной идеологии. Поэтому не столь уже весело воспри нимался тогда случай, происшедший на одном научном заседании. Среди его участников был довольно известный по жилой астроном, выпустивший неза долго перед этим научно-популярную книгу, в которой целая глава была по священа теории Шмидта, причем автор давал ей весьма высокую оценку. И вот, после того, как один из выступающих заявил, что Шмидт — механицист, а дру гой, что он — агностик, третий — что-то еще в том же роде, этот самый пожилой астроном вскочил и, не попросив даже слова, закричал: «Как вы мне раньше не сказали, кто Шмидт такой на самом де ле, я бы никогда его в книгу не вставил!» Возбужденный астроном даже не заме тил, что почти дословно процитировал знаменитые детские стихи Маяковско го «Что такое хорошо, что такое плохо», где про драчуна сказано: «Я такого не хочу даже вставить в книжку».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2