Сибирские огни, 1976, №12
полей, протяжением не более 70 метров. Трещины от 1 до 5 метров, разводья до 50. Льдины взаимно перемещаются по горизонту, лед 9 баллов, в пределах ви димости посадка самолета невозможна. Живем в шелковой палатке на льдине 50 на 30 метров... Привет от всех. Па- панин». Еще с осени Шмидт искал судно, чтобы выслать его в Гренландское море. Но ни у Главсевморпути, ни у других ведомств не было в то время корабля, готового к трудному арктическому плаванию. Весь ледокольный флот после окончания лет него сезона ремонтировался в доках. И как ни старались сжать сроки ремон та, все же выходило, что кончится он только в марте. После долгих поисков одно судно все же нашлось. Но это был не ледокол и не ледокольный пароход, а всего лишь не большой гидрографический бот «Мурма- нец». Он вышел в поход 11 января, с ог ромным трудом пробившись под пару сами через штормовое Гренландское море. Судно патрулировало у кромки ледяных полей, не заходя во льды. «Мурманец» мог помочь папанинцам лишь в том случае, если бы их льдину выбросило на чистую воду. В течение января Шмидт прилагал все усилия к тому, чтобы ускорить выход в море судов, способных бороться с тя желым льдом. На судоремонтных заво дах Ленинграда и Мурманска денно и нощно сидели представители Главсев морпути. Они объясняли сложившееся положение, выбивали запчасти, помогали оснащать суда всем необходимым для похода. Новые сообщения со льдины за ставили работать еще быстрее, еще на пряженней, хотя, казалось, снарядить суда в более короткий срок невозможно. Дальнейший ход операции можно про следить по дням. 3 февраля из Мурманска выходит ле докольный пароход «Таймыр», на борту которого три легких самолета-раз- ведчика. 7 февраля через Гренландское море пробивается ледокольный пароход «Мур- ман». 8 февраля папанинцам снова прихо дится трудно. Штормовой ветер опять ломает льды. Сорваны легкие шелковые палатки, в которых приходилось жить последнюю неделю, перевернуты нарты с оборудованием, трещат антенны радио станции. Утром, когда ураган стихает, перед зимовщиками открывается вели чественный вид на горы Гренландии. До берега всего 50—60 миль. Буря основательно потрепала и поко режила идущие на помощь папанинцам суда. Им пришлось потерять сутки, уйдя с курса и штормуя носом на волну. Сообщения об этих событиях Шмидт читает в Ленинграде. Он вылетел сюда, чтобы ускорить выход в море ударной силы Главсевморпути — ледокола «Ер мак». 8 февраля ледокол выходит из до ка. Но надо погрузить топливо. Шмидт обращается за помощью к военным мо рякам. Краснофлотцы всего за 14 часов перебрасывают на борт ледокола три тысячи тонн угля. 9 февраля «Ермак» под командованием капитана В. И. Воронина уже штурмует льды Финского залива. На его борту вы ходит в море Шмидт. 10 февраля «Таймыр» в Гренландском море достигает кромки льдов, устанавли вает радиосвязь с папанинцами и дви жется к лагерю. 12 февраля Кренкель ранним утром будит своих товарищей криком: «Огонь на горизонте!» Он первым увидел про жектор «Таймыра». 15 февраля на ледовые аэродромы воз ле борта «Таймыра» и борта подошед шего вслед за ним ледокольного парохода «Мурман» спущены самолеты- разведчики. К лагерю папанинцев вы летают пилоты И. И. Черевичный и Г. П. Власов. Однако из-за внезапного снегопада ни одному из них не удается сесть на подготовленный зимовщиками аэродром. Власов опускается на лед воз ле «Мурмана». Второй самолет — малень кая амфибия — на базу не возвращается. Папанинцы предлагают остановить все работы по снятию их со льдины, пока не станет известна судьба самолета-ам фибии. 17 февраля опытный полярный летчик Власов совершает посадку на аэродром папанинцев и передает им подарок от моряков «Таймыра» — пиво и мандари ны. В тот же день Власов обнаруживает во льдах машину Черевичного и вывозит ее экипаж. Во время поисков амфибии летчик проводит разведку льдов. По его указанию намечен маршрут судов к большой полынье, открывшейся непода леку от лагеря папанинцев. 18 февраля «Таймыр» и «Мурман» об щими усилиями пробиваются сквозь льды. 19 февраля в 14 часов оба судна, пре одолев последние перемычки, швартуют ся к льдине в двух километрах от лаге ря. Моряки по льду добираются до станции. Под большим торосом, над ко торым укреплен флаг СССР, зимовщики встречают экипажи ледокольных паро ходов. В 16 часов Кренкель передает в эфир последнее сообщение с дрейфую щей станции «Северный полюс». Папа нинцы поднимаются на борт «Таймыра». Сюда же доставлено из лагеря все иму щество станции. 21 февраля четверка зимовщиков пе ресаживается в море на борт ледокола «Ермак», где их встречает Шмидт. Подводя итоги всей операции, Папанин через несколько лет писал: «Осущест вился самый невероятный вариант сня тия: корабли почти вплотную подошли к льдине. И это, конечно, не было делом случая. Только огромный опыт наших полярных моряков и полярных летчи ков позволил провести ледокольные ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2