Сибирские огни, 1976, №12

полей, протяжением не более 70 метров. Трещины от 1 до 5 метров, разводья до 50. Льдины взаимно перемещаются по горизонту, лед 9 баллов, в пределах ви­ димости посадка самолета невозможна. Живем в шелковой палатке на льдине 50 на 30 метров... Привет от всех. Па- панин». Еще с осени Шмидт искал судно, чтобы выслать его в Гренландское море. Но ни у Главсевморпути, ни у других ведомств не было в то время корабля, готового к трудному арктическому плаванию. Весь ледокольный флот после окончания лет­ него сезона ремонтировался в доках. И как ни старались сжать сроки ремон­ та, все же выходило, что кончится он только в марте. После долгих поисков одно судно все же нашлось. Но это был не ледокол и не ледокольный пароход, а всего лишь не­ большой гидрографический бот «Мурма- нец». Он вышел в поход 11 января, с ог­ ромным трудом пробившись под пару­ сами через штормовое Гренландское море. Судно патрулировало у кромки ледяных полей, не заходя во льды. «Мурманец» мог помочь папанинцам лишь в том случае, если бы их льдину выбросило на чистую воду. В течение января Шмидт прилагал все усилия к тому, чтобы ускорить выход в море судов, способных бороться с тя­ желым льдом. На судоремонтных заво­ дах Ленинграда и Мурманска денно и нощно сидели представители Главсев­ морпути. Они объясняли сложившееся положение, выбивали запчасти, помогали оснащать суда всем необходимым для похода. Новые сообщения со льдины за­ ставили работать еще быстрее, еще на­ пряженней, хотя, казалось, снарядить суда в более короткий срок невозможно. Дальнейший ход операции можно про­ следить по дням. 3 февраля из Мурманска выходит ле­ докольный пароход «Таймыр», на борту которого три легких самолета-раз- ведчика. 7 февраля через Гренландское море пробивается ледокольный пароход «Мур- ман». 8 февраля папанинцам снова прихо­ дится трудно. Штормовой ветер опять ломает льды. Сорваны легкие шелковые палатки, в которых приходилось жить последнюю неделю, перевернуты нарты с оборудованием, трещат антенны радио­ станции. Утром, когда ураган стихает, перед зимовщиками открывается вели­ чественный вид на горы Гренландии. До берега всего 50—60 миль. Буря основательно потрепала и поко­ режила идущие на помощь папанинцам суда. Им пришлось потерять сутки, уйдя с курса и штормуя носом на волну. Сообщения об этих событиях Шмидт читает в Ленинграде. Он вылетел сюда, чтобы ускорить выход в море ударной силы Главсевморпути — ледокола «Ер­ мак». 8 февраля ледокол выходит из до­ ка. Но надо погрузить топливо. Шмидт обращается за помощью к военным мо­ рякам. Краснофлотцы всего за 14 часов перебрасывают на борт ледокола три тысячи тонн угля. 9 февраля «Ермак» под командованием капитана В. И. Воронина уже штурмует льды Финского залива. На его борту вы­ ходит в море Шмидт. 10 февраля «Таймыр» в Гренландском море достигает кромки льдов, устанавли­ вает радиосвязь с папанинцами и дви­ жется к лагерю. 12 февраля Кренкель ранним утром будит своих товарищей криком: «Огонь на горизонте!» Он первым увидел про­ жектор «Таймыра». 15 февраля на ледовые аэродромы воз­ ле борта «Таймыра» и борта подошед­ шего вслед за ним ледокольного парохода «Мурман» спущены самолеты- разведчики. К лагерю папанинцев вы­ летают пилоты И. И. Черевичный и Г. П. Власов. Однако из-за внезапного снегопада ни одному из них не удается сесть на подготовленный зимовщиками аэродром. Власов опускается на лед воз­ ле «Мурмана». Второй самолет — малень­ кая амфибия — на базу не возвращается. Папанинцы предлагают остановить все работы по снятию их со льдины, пока не станет известна судьба самолета-ам­ фибии. 17 февраля опытный полярный летчик Власов совершает посадку на аэродром папанинцев и передает им подарок от моряков «Таймыра» — пиво и мандари­ ны. В тот же день Власов обнаруживает во льдах машину Черевичного и вывозит ее экипаж. Во время поисков амфибии летчик проводит разведку льдов. По его указанию намечен маршрут судов к большой полынье, открывшейся непода­ леку от лагеря папанинцев. 18 февраля «Таймыр» и «Мурман» об­ щими усилиями пробиваются сквозь льды. 19 февраля в 14 часов оба судна, пре­ одолев последние перемычки, швартуют­ ся к льдине в двух километрах от лаге­ ря. Моряки по льду добираются до станции. Под большим торосом, над ко­ торым укреплен флаг СССР, зимовщики встречают экипажи ледокольных паро­ ходов. В 16 часов Кренкель передает в эфир последнее сообщение с дрейфую­ щей станции «Северный полюс». Папа­ нинцы поднимаются на борт «Таймыра». Сюда же доставлено из лагеря все иму­ щество станции. 21 февраля четверка зимовщиков пе­ ресаживается в море на борт ледокола «Ермак», где их встречает Шмидт. Подводя итоги всей операции, Папанин через несколько лет писал: «Осущест­ вился самый невероятный вариант сня­ тия: корабли почти вплотную подошли к льдине. И это, конечно, не было делом случая. Только огромный опыт наших полярных моряков и полярных летчи­ ков позволил провести ледокольные ко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2